Концерт A-Ha начался с неприятного казуса. Заняв места согласно купленным билетам и не обнаружив внутри ни признаков аншлага (публика продолжала подходить), ни намеков на скорое начало концерта (из колонок негромко доносился уже привычный для "Олимпийского" старый альбом Crystal Method), я естественно отправился в фойе изучать мерчандайзинг с надеждой при первых звуках концерта вернуться в зал. Не успеваю я прицениться, как внутри начинается шум. На часах 7.25. При заявленном "open doors" на семь – прямо скажем, не поздно. Двери в зал, однако, закрыты, а перед входом – возмущенная компания таких же обездоленных. «Внутрь пускать будем только после первой песни». Стражи порядка держат и не пущают, народ ломится. Интро проходит без нас, "Sun Always Shines on TV" тоже. Судя по тому, что слышно из-за дверей, звук внутри вполне ничего, на Linkin Park в зале было хуже, чем сейчас снаружи. Песня заканчивается, пускать не начинают. Ну разумеется, это мы отличаем песни друг от друга, а для стражей порядка всё едино – шумят и шумят. Народ начинает требовать деньги назад и в результате попросту вламывается внутрь, невзирая на протесты охраны. "В прошлый раз полчаса ждали", - бросает кто-то.
Совок является к нам там, где его не ждешь. Нет, я совершенно не против ранних начал и даже не против закрытых дверей во время песен, пусть даже и на балконе. Но для этого нужно соблюдать одно условие – писать на билетах: "двери открываются в семь, начало концерта в 7.30". Почему-то в Европе всё делается именно так, здесь же такими понятиями как "open doors" и "реальное начало концерта" не оперируют вообще. В результате здесь то выпускают артиста на сцену перед пустым залом, пока большая часть публики еще проходит полосу препятствий у входа, то норовят мариновать зрителей два с половиной часа, после чего те уже готовы закидать сцену креслами.
Однако вернемся к A-Ha, благо те уже играют "Riding The Crest". Звук и впрямь неплох, достаточно громкий чтобы прокачать большой зал, но при этом чистый и, главное, без каши и ненужных отражений. На сцене "люди в черном". На переднем плане – Магне (Magne Furuholmen), Мортен (Morten Harket) и Пауль (Paul Waaktaar-Savoy), наряженные в костюмы. Сзади – еще два участника: барабанщик и второй клавишник, обставленный железом. Перед ним компьютер, стойка синтезаторов и даже парочка гитар, видимо дядька большой универсал.
Пока скандинавы играют новые песни (следующим номером идёт "Bandstand", звучащая ожидаемо близко к студийному варианту), успеваю разобраться в разделении труда. Магне играет соло, перед ним два синтезатора: один для фортепианных партий, другой для тембров ярко выражено синтетических. Второй клавишник отвечает за всю аранжировочную текстуру, коей новые песни изобилуют. В одном из проигрышей Мортен бросает свой микрофон и отходит в левый край сцены, там специально для него приготовлена пара электронных барабанов. "Mr Morten Harket on drums!" - не забывает представить коллегу Пауль.
Пора играть старые хиты. Почва зондируется песней "Scoundrel Days", которую с ходу узнаёт заполненная фан-зона, а уж на "Stay On These Roads" наступает коллективное помешательство – норвежские флаги, зажигалки, мобильники и даже воздушные шары, всё идет в дело. Гимн романтики восьмидесятых. Для пущей убедительности на видео за сценой включают звездное небо. Поражает голос Мортена. Тянуть в пятьдесят такие рулады – подвиг, ведь с годами диапазон постепенно смещается вниз.
В одной из пауз Мортен представляет группу, уделяя внимание новым участникам – "Теперь они – часть новых A-ha!". В "Manhattan Skyline" Магне играет партию клавесина, Мортен поёт в мегафон, а Пауль выводит на гитаре приятное соло с флэнжером – что ж, с концертными аранжировками у ребят полный порядок. В продолжение романтического блока "Hunting High And Low" с акустическим вступлением. Но самое интересное начинается дальше: после раскачки в виде "The Blood That Moves The Body" стартует танцевальный блок. Его герой – притаившийся в углу второй клавишник. Он сегодня выполняет ту же роль, что Стюарт Прайс (Stuart Price) у Мадонны. Старые синти-хиты этот мастер на все руки переделал на современный лад, но превратил их не в модный клубнячок, а в электро, по-своему ретроградское, но драйвовое и исключительно красивое.
"I Dream Myself Alive" раскачивает ломаным битом, ласкает ухо синтезаторными арпеджио и радует глаз восьмибитным видео из игрушки "Space Invaders". Вон он, идеальный электропоп. Всем модникам – смотреть и учиться. Заканчивается дело длинным электронным финалом с вокодерным голосом, под который трое "основных" участников группы попросту удаляются со сцены. Красота!
После такого нужно уходить в акустику. В "And You Tell Me" Магне меняет клавиши на металлофон, а в "Velvet", где даже Мортен берется за гитару, Магне играет на "расческе", издающей звук, очень напоминающий терменвокс. И снова танцы! "Train Of Thought" начинается с невероятно красивого интро. Это похоже на то на земляка A-ha Линдстрема (Lindstrom), не то на танцевальную версию Tangerine Dream. Если бы норвежцы поиграли так минут десять, я был бы только рад. Удивительно, удивительно хорош их новый аранжировщик!
Тот продолжает давать универсала и в "Sunny Mystery" выступает в роли басиста. Основная часть завершается еще одним сентиментальным блоком в виде "Forever Not Yours", "Shadowside" и "Summer Moved On". Играют безупречно, но я бы предпочел здесь "Minor Earth, Major Sky" и "Crying In The Rain". В награду за три унылые песни я получаю то, чего уже давно жду – "Foot of the Mountain". Пусть аранжировка и чересчур похожа на Keane, эта вещь – стопроцентный хит, лучшее, что группа записала чуть ли не с середины восьмидесятых.
"Спасибо, Москва!" - кричит Мортен и группа убегает за кулисы. Вскоре Магне, вооружившись странным устройством, возвращается на сцену. При помощи этой чудо-машины он сначала выводит на огромном экране всё то же "Спасибо, Москва", а потом закрашивает текст каракулями, которые постепенно принимают вид Моны Лизы. Бис состоит из "Cry Wolf", "Analogue" (отличная песня, о которой я с момента её выхода успел позабыть) и "Living Daylights", которую я тоже жду весь концерт – уж очень хороша песня к "Бондиане"» пошла в прошлый раз. Ну а что было вторым бисом, наверное, нет нужды и писать.
Хороши норвежцы. Пусть и без сюрпризов вроде кавер-версии на депешмодовский "Question of Lust", но концерт прекрасен. A-ha не моднятся сверх нормы, не повторяют самих себя и не злоупотребляют ностальгическим материалом, в общем, пребывают в отличной творческой кондиции. Если они и в самом деле собираются уходить (уж не голос ли тому причина, все-таки кое-где высокие ноты давались Мортену непросто), то делают они это с достоинством, которому стоит позавидовать.
Дата образования:
1 марта 1987
1988 – Жена Джеймса Брауна Адриенн, уставшая от придирок полицейских, обвинявших ее в нарушении ПДД, потребовала для себя дипломатической неприкосновенности, ссылаясь на то, что ее муж является "официальным послом музыки соул" »»
Bingo GAZINGO (1924)
Charles MILLER (1939)
Marvin HAMLISCH (1944)
Simon PHILLIPS (1957)