Шотландскую команду Nazareth (точнее, что, что от нее к настоящему моменту осталось) у нас любят и привечают. Старики не вылезают из российских гастролей. Нашей публике категорически плевать, что их альбом 2008 года "The Newz" с треском провалился по всему миру. Наш народ пойдет на запланированный российский тур группы "2009-2010" слушать старые хиты. Какие именно? А какая разница, их у группы полно...
Примерно так, похоже, рассуждали составители двойной "The Antalogy": хит на хите и хитом погоняет, при этом кредиты сборника настолько минимальны, что понять, откуда какая песня, не представляется возможным. Между тем начинается программа с боевиков, вошедших на третий по счету альбом Nazareth "Razamanaz" (1973): "Woke Up This Morning", "Broken Down Angel" и "Bad, Bad Boy". Последняя вещь, вне всяких сомнений, оказавшая некоторое влияние на становление AC/DC, долгое время была поводом для обвинения авторов в игре на стереотипе, представляющем всех шотландцев выпивохами, бабниками и бузотерами. Но парни знали, о чем пели. "Организаторы наших первых концертов предупреждали: когда
разгорится драка (заметьте, не "если", а "когда"!) - не останавливайтесь, продолжайте играть..." - рассказывал позже бессменный вокалист группы Дэн МакКаферти (Dan McCafferty). Nazareth тех лет - это разухабистый хардешник со слайд-гитарой, высоким хриплым вокалом и по-преимуществу мажорными мотивами. На альбоме того же года "Loud 'N' Proud" группа еще и пытается экспериментировать, выстраивая свои песни на контрасте галлопирующих пред-металлических риффов и парящих в стратосфере соло. Особенно хороша в этом смысле вещица "This Flight Tonight".
Во время записи "Rampant" (1974) шотландцы заручаются помощью "глубоко-фиолетового" Джона Лорда (Jon Lord) в искрометной "Shanghai'd In Shanghai" и выводят в хиты балладу Джонни Митчелл (Jonnie Mitchell) "Sunshine". Еще через год, едва вернувшись с американских гастролей, музыканты отправляются в графство Кент, и находят там старую хмелесушильню, в которой за жалкие 9 дней записывают программу "Hair Of The Dog" (1975), укрепившую их позиции на американском рынке. В ходе тех же сессий была записана и выпущена синглом пауэр-баллада "Love Hurts". И альбому и синглу позже суждено оказать чрезвычайное влияние на американских гаденышей Guns'N'Roses.
В 1976 группа решилась на почти концептуальный альбом "Close Enough For Rock'n'roll" - "историю одного турне". Концепции альбома по какой-то прихоти судьбы никто по достоинству не оценил, однако утонченная "Holy Roller" и тревожная многочастная "Telegram" с цитатой из
"Rock-N-Roll Star" Byrds, стали хитами. На исходе года группа сбежала из зараженной панк-вирусом Британии в гостеприимную Америку, где музыкантов ждало турне в компании с Lynyrd Skynyrd. Однако эти планы перечеркнула гибель в авиакатастрофе Ронни Ван Занта (Ronnie Van Zant), вокалиста Skynyrd.
Заглавный номер "Expect No Mercy" (1977) в пику панку представлял собой практически металлическую гитарную рубку в диско-ритмах, в то время, как другие номера альбома вроде "Gone Dead Train" делали попытку разыграть карту Nazareth на поле AOR, где тогда правили бал непотопляемые Eagles и Fleewood Mac. Типичной для творчества группы полубалладе "Place In Your Heart" сопутствовала удача. И по сей день эта песня не покидает пантеон радиохитов. Особенно американских. К примеру, песенка "Coming Home" звезд волосатого металла 80-х Cinderella написана под настолько явным влиянием этого хита шотландцев, что от плагиата ее отделяет грань в волос толщиной.
Закрывшие десятилетие релизы "No Mean City" (1979) и "Malice In Wonderland" (1980) получились нехарактерно для Nazareth тяжелыми и экспериментальными. В этот период к основному квартету присоединился Зэл Клеменсон (Zal Cleminson), бывший гитарист Алекса Харви. Увы, несмотря на впечатляющий успех "пауэр-стомпа" "May The Sunshine", а также "Whatever You Want Babe" и "Holiday", долго в группе он не продержался. Записанный без него "The Fool Circle" (1981) пошел ко дну. Спасла эту работу лишь акустическая (!) концертная (!!!) регги-версия (!!!) "Cocaine" JJ Cale (...мать!!!).
В этот период Nazareth пытались экспериментировать с "новой волной" ("Little Part Of You"). Выходило по-своему забавно, но, знаете ли, примерно, как с хрестоматийным медведем на велосипеде - и получается, и даже подзаработать по случаю можно, но есть ли кому-то от этого настоящие польза и удовольствие? Вряд ли публике были нужны Nazareth, пытающиеся отбивать хлеб у Стинга. Зато пауэр-баллады вроде "Dream On", прозвучавшей на "2 X S" 1982 года, по-прежнему пользовались спросом. В этот период вторым гитаристом группы стал Билли Ранкин (Billy Rankin). Он оставался в рядах группы вплоть до выхода в 1983 году альбома "Sound Elixir". В Англии эта программа даже не выходила, зато в Штатах
прославилась балладой "Where Are You Now". Вновь сократившись до квартета, Nazareth попытали счасться с новой программой "The Catch" (1984), но за исключением перелицовки "роллигновской" "Ruby Tuesday" по канонам стадионного рока, хитов эта программа не принесла. Хэви-метал с
выдвинутой вперед бас-бочкой наподобие "This Month's Messiah" шел группе, как гоночное сиденье "Формулы-1" крупному рогатому скоту.
После пары проходных альбомов на команду неожиданно снизошло просветление - альбом 1989 года "Snakes 'N' Ladders" вернул Nazareth в тяжелую лигу тяжелого рока. Истошная "Animals" со старыми-добрыми слайдовыми соло стала последним крупным хитом группы - как, впрочем, и
позаимствованная у Janis Joplin "Piece Of My Heart". В поддержку альбома последовало масштабное турне, включавшее помимо всего прочего 12 (!) аншлаговых (!!!) концертов на стадионе "Олимпийский" в Москве. Увы, после тура команду оставил один из основателей группы - гитарист Мэнни Чарльтон (Manny Charlton).
Группа сделала попытку удержаться на плаву с вернувшимся в состав Билли Ранкиным, однако альбом "No Jive" (1991) оказался бледной копией предшественника, а скроенные по старым лекалам песни вроде "Every Time It Rains" или "Thinkin' Man’s Nightmare" больше не были желанными гостями в изувеченных гранжем хит-парадах. Невероятно, но группе даже удалось пережить модное поветрие, и выстрелить в 1994 году неплохой программой "Move Me", подарившей нам боевик "Steamroller". К сожалению, история свершений группы оборвалась с выходом программы "Boogaloo" (1999). Вряд ли бы боевику "When The Light Comes Down" было суждено попасть в хит-парады, однако старые поклонники оценили эту работу по достоинству. Увы, 30 апреля 1999 года скончался бессменный барабанщик группы Даррел Свит (Darrell Sweet).
С потерей этого музыканта Nazareth окончательно превратились в бледную тень самих себя. Они по-прежнему хорошо воспринимаются на ностальгических рок-концертах, однако их единственный с тех пор новый альбом "The Newz" не смог ничего добавить к репутации группы. По сути история группы завершена. И все ее концерты в новом веке - лишь развернутое послесловие. А настоящую ценность представляют записанные с начала 70-х по конец 90-х песни.
1881 – Родился Бела Барток - венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Представитель экспрессионизма в музыке. В честь Белы Бартока назван кратер на Меркурии »»
1942 – Родилась Арета Франклин - американская певица в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел. Она стала первой женщиной, чьё имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. В ноябре 2008 года журнал Rolling Stone объявил её величайшей вокалисткой эпохи рок-н-ролла »»
1947 – Родился Сэр Элтон Джон - популярный британский рок-певец, композитор и пианист. Рыцарь-бакалавр и кавалер ордена Британской империи. Элтон Джон, введённый в Зал славы рок-н-ролла в 1994 году, до сих пор остается одним из самых успешных поп-исполнителей Великобритании »»
1988 – Начался Арт—Рок—Парад в честь премьеры фильма «АССА» в Москве. Участники: «Аквариум», «Кино», «Звуки Му», «Зоопарк», «Браво», «Наутилус Помпилиус», «Центр», «Калинов Мост», «Лига Блюза» и… »»
Hoyt AXTON (1938)
Aretha FRANKLIN (1942)
Elton JOHN (1947)
Nick LOWE (1949)
Владимир БЕГУНОВ (1959)
Makoto OZONE (1961)
Jeff HEALEY (1966)
Jonas "Joker" BERGGREN (1967)
Cathy DENNIS (1969)