Группа, оставшаяся без лидера по причине его ухода с капитанского мостика, как правило, обречена. Группа, оставшаяся без лидера по причине его ухода из жизни, как показывают исторические события, по какому-то капризу судьбы может оказаться более жизнеспособной. Правда, легкой или хотя бы особенно успешной эту жизнь все равно назвать трудно...
Для многих история группы The Doors закончилась в 1971 году со смертью вокалиста и поэта Джима Моррисона (James Douglas Morrison). Однако мало кому известно, что после этого прискорбного события группа еще несколько лет вела более-менее активную жизнь. Уже в октябре того же 1971 года обезглавленная казалось бы команда выпустила неплохой альбом "Other Voices", на котором партии вокала взяли на себя клавишник Рэй Манзарек (Raymond Daniel Manzarek) и гитарист Робби Кригер (Robert Alan Krieger). Год спустя, в сентябре 1972 года появился следующий диск - "Full Circle". В том же году The Doors совершили гастрольную поездку и выступили на немецком телевидении.
Однако новые альбомы были проигнорированы меломанами. А публика на концертах продолжала требовать старых хитов. Ходили слухи, что напоследок Doors пытались усилить состав новым "королем ящеров", и даже начали было приглядываться к Игги Попу (). Но этот представитель царства рептилий в начале 70-х пребывал не в самой лучшей форме. И музыканты быстро поняли, что второго наркомана у микрофона команда все равно не переживет. В связи с чем история группы прекратила течение свое.
Продолжение неожиданно последовало в 1978 году. Дело в том, что незадолго до смерти Джим Моррисон начитал на магнитофонную ленту несколько своих стихотворений. Заполучив в свое распоряжение эти записи, Манзарек, Кригер и барабанщик Джон Денсмор (John Paul Densmore) сочинили к этой декламации музыкальное сопровождение. Стыки между номерами были заполнены фрагментами редких концертных записей и шумовыми коллажами. Так создавался диск "An American Prayer" - задолго до наступления эры компьютерных технологий и битловских "Free As The Bird" и "Real Love". К тому моменту записанные на пленке стихи уже выходили в виде поэтического томика, так что "An American Prayer" можно считать еще и самой крутой в истории аудиокнигой.
Впрочем, в 1995 году вышла "расширенная версия" релиза, куда, в частности, вошла написанная специально для художественного фильма Оливера Стоуна "The Doors" (1991) тема "A Feast Of Friends". Кстати, для этого фильма было заново записано около 20 песен группы - с музыкальным сопровождением Манзарека, Кригера и Денсмора и вокалом актера Вэла Килмера (Val Kilmer). Он настолько хорошо спел в стиле Моррисона, что даже бывшие члены группы иногда не могли отличить его исполнение от оригинальной записи. Хотя собственно к игре актера у музыкантов накопился ряд претензий. В частности, по наблюдению Манзарека, за весь фильм Джим ни разу не улыбается. Это при том, что с 1967 по 1971 год музыкантами было выкурено несчетное количество косяков. Да и сцена шоу у Эда Салливана (Ed Sullivan) с "Light My Fire" не совпадает с хроникальными кадрами. На самом деле Джим не выкрикивал в камеру двусмысленное, а потому цензурированное "high", а просто как ни в чем не бывало спел старый вариант - ибо был настолько пьян, что совершенно забыл про измененную строчку.
Интересно, что самая музыкальная тема Моррисона с "An American Prayer" - напев "Bird Of Prey", - осталась на диске без какого-либо сопровождения. Впрочем, вскоре до нее предсказуемо добрался не брезгающий откровенно "жаренными" делами DJ Fatboy Slim.
А как обстояли дела с концертами? В январе 1993 года The Doors появились на церемонии введения группы в Зал Славы Рок-Н-Ролла. В качестве вокалиста выступил Эдди Веддер (Eddie Vedder) из Pearl Jam. Это, правда, была одноразовая акция. На полноценное "продолжение банкета" команда решилась лишь десять лет спустя. В этот раз к микрофону был приглашен вокалист пост-панковской группы The Cult и главный "дорзоман" Ян Эстбери (Ian Astbury). Денсмору выбор запевалы не понравился. Барабанщик "хлопнул дверью", через некоторое время запретив через суд Кригеру и Манзареку выступать под именем The Doors. Сперва название было изменено на слишком длинное The Doors of the 21st Century, потом - на малопонятное D21C, и наконец - на Riders On The Storm. По причине чего команду Робби и Рэя теперь путают с какой-то кавер-группой. Да, собственно говоря, именно кавер-группой они в итоге и стали. Кстати, Эстбери с этим балаганом больше не выступает. А Денсмор в беседе с британским рок-журналистом Джеффом Бартоном признавался, что мог бы "зарыть топор войны" и вернуться за барабаны в случае возвращения в проект Эдди Веддера.
"Да я готов богу молиться, чтобы Рэй, Робби и Джон наконец покончили со своими разногласиями и относились бы друг к другу с прежним уважением, - говорит бывший звукорежиссер группы Брюс Ботник, - Но, честно говоря, сильно сомневаюсь, что они когда-нибудь найдут общий язык и соберутся вновь..."
Если с The Doors все сложилось более-менее понятно и предсказуемо, то ситуация, в которой оказались герои британского рока Queen после безвременной кончины Фредди Меркьюри (Freddie Mercury), гораздо более двусмысленная и запутанная. Известно, что незадолго до смерти музыкант высказывал коллегам пожелание ни в коем случае не распадаться и продолжать работу. Однако состоявшийся на "Wembley Stadium" 20 апреля 1992 года концерт памяти Фредди убедительно показал, что никто из приглашенных вокалистов не смог бы по отдельности заменить этого артиста.
Вышедший в 1995 году альбом "Made In Heaven" имел оглушительный успех - во всяком случае, по сравнению, с "посмертными" номерными релизами других групп. Это абсолютно цельная и непротиворечивая внутри себя работа, хотя слагаемые ее - ранее нереализованные записи с вокалом Фредди, а также песни, уже выходившие в качестве сольных номеров музыкантов. Заглавный номер, а также "I Was Born To Love You" первоначально выходили на сольнике Меркьюри "Mr. Bad Guy". Баллада "To Much Love To Kill You" уже успела стать хитом в исполении гитариста Брайана Мэя (Brian May), а с номером "Heaven For Everyone" барабанщик Роджер Тейлор (Roger Taylor) еще в конце 80-х выступал в составе группы The Cross.
По счастью, оба последних номера сохранились также в пробных версиях с вокалом Фредди - и вот теперь, обросшие характерными для группы многослойными аранжировками, заняли достойное место среди хитов Queen.
В 1997 году группа, уже в виде трио, выпустила постскриптум - песню "No-One But You", вошедшую позже на сборник "The Rocks". У этой черты и закончилась история Queen - во-всяком случае для некоторой части поклонников группы, а также басиста Джона Дикона (John Deacon). "Нет смысла продолжать. Заменить Фредди невозможно", - с такими словами Дикон оставил музыкальный бизнес, посчитав (как выяснилось позднее, не без оснований), что на этой отметке завещание Меркьюри выполнено, и история группы была продолжена настолько, насколько это вообще реально.
Однако Брайан и Роджер останавливаться на достигнутом не пожелали. Примерно с рубежа веков эти двое все чаще стали вкрадчиво появляться на публике под именем Queen, принимая приглашения выступить на всевозможных церемониях награждения, благотворительных мероприятиях и прочих тусовках, приглашая к микрофону самых неожиданных гостей. Несколько рэп-версий "We Will Rock You" (одна из них - для рекламы "Pepsi", мать ее...), перезапсанная для комедии "История Рыцаря" песня "We Are The Champions"... Завершил череду экспериментов с классическими хитами группы полноформатный мюзикл "We Will Rock You". Помнится, в 1978 году аналогичная косметическая операция, произведенная над битловским "Sgt Pepper", была воспринята меломанами, как трэш чистой воды. Теперь же любое подобное предприятие просто обязано иметь мировой успех. Одно хорошо - в результате промо-тура Мэя и Тейлора по странам, где предполагалась постановка, и их личного участия в подборе музыкантов, по всему миру появились компетентные и как бы официальные трибьют-группы.
А в конце 2004 года публике было сообщено о создании проекта Queen + Paul Rodgers. По горячим следам первого гастрольного тура старой-новой команды был выпущен концертный альбом "Return Of The Champions". Вспоминается одна из рецензий: "Не получается взять в расчет и то, что Пол Роджерс - отличный певец, и то, что Мэй с Тейлором играют до сих пор неплохо. Песни Queen и блюзовый вокал Роджерса - взбитые сливки с воблой: несочетаемо абсолютно..."
К 2008 году дошло и до студийного релиза. Альбом "The Cosmos Rocks" был по сути записью скорее статусной, нежели реально нужной. Без нового материала, каким бы он ни был, любая реформированная в новом составе группа воспринимается лишь с точки зрения попытки срубить денег на ностальгии поклонников. Задействованные в концертах проекта басист Дэнни Миранда (Danny Miranda, некогда продержавшийся в составе Blue Oysters Cult до обеда или около того), гитарист Джеми Мозес из сольного проекта Мэя, а также Спайк Эдни (Spike Edney, бывший участник Boomtown Rats и клавишный техник Меркьюри в 80-х), в записи то ли не участвовали вовсе, то ли подписали контракт, согласно которому обязались "не высовываться". Кстати, даже на концертах они всегда жались к ударной установке, не освещались прожекторами и не выходили на авансцену. Вообще, идея представлять новый проект как трио из вокалиста, гитариста и барабанщика со временем стала навязчивой - и выглядела, честно говоря, по-дурацки.
Альбом получил щедрые анонсы, однако по выходу в свет был фактически проигнорирован рецензентами. По сути это был очередной скрипучий блюзовый сольник Роджерса с сессионным участием Мэя и Тейлора. В этом качестве он имел безусловный успех, но как релиз Queen - провалился с треском. Сингл "Say It’s Not True" по какому-то капризу судьбы дотянул до 90-й позиции в британских хит-парадах, и тут же сгинул, как мимолетное жуткое видение. Другая песня, "C-lebrity", пару раз попала в плей-листы FM-станций, после чего ди-джеи предпочли забыть о ней навсегда. На концертах новый материал не особенно интересовал даже музыкантов проекта. Делать хорошую мину при плохой игре до бесконечности было невозможно. И в 2009 году было объявлено о прекращении проекта Queen + Paul Rodgers.
Возможно, неуспех проекта объяснялся тем, что Пол, безусловная легенда рока в пределах Великобритании, мало кому известен и тем более интересен во всем остальном мире (в отличие от Queen). А возможно, в названии нового проекта просто не следовало использовать старую добрую торговую марку, дабы не кормить публику ложными иллюзиями. Ибо на тех Queen, которых мы знаем и любим, новый материал, по-своему неплохой, не походил ни в одной ноте.
Представляется, что Джастин Хокинс (Justin Hawkins) из The Darkness, Альдо Кларксон (Aldous Clarkson) из Valensia или голландский музыкант Робби Валентайн (Robby Valentine), окажись они у микрофона в составе Queen (по отдельности, или все разом), справились бы с задачей куда лучше. Хотя бы потому, что их интересы лежат в той же плоскости, что у Мэя и Тейлора, а авторитет ветеранов группы в этом случае остался бы непререкаем. Да выпущенный при таком раскладе сил альбом куда меньше разочаровал бы поклонников.
"Мы могли бы назвать группу хоть "Зеленые Луковицы", - говорит Мэй, - Но, выбирая имя, которое не связано с прошлым, мы просто лишаем людей шанса нас отыскать. Прежде чем фэны наконец узнали бы, что мы - те самые ребята из Queen вместе с Полом Роджерсом, мы бы уже состарились и умерли..." При всем уважении к гитаристу я не могу отделаться от ощущения, что сказано это с изрядной долей лукавства. Ибо истории известны случаи, когда сменившая по какой-либо причине вывеску команда сохраняла старых поклонников и даже оказывалась способной на качественный шаг вперед...
(окончание следует)
1944 – Родился Джон Денсмор, барабанщик The Doors. Единственный из живых участников "Дверей", кто не разрешает использование песен группы в рекламе и запрещает ее реинкарнацию под старым именем »»
1951 – Родился Жако Пасториус - джазовый басист, участник группы Weather Report. Лучшие бас-гитаристы мира называют его своим учителем »»
1956 – В Крестоне, штат Айова родилась Джулия Круз - певица, нежный голос которой озвучил культовый сериал "Твин Пикс" »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
John BUNCH (1921)
Dick JOHNSON (1925)
Lou RAWLS (1935)
John DENSMORE (1944)
Bette MIDLER (1945)
Jaco PASTORIUS (1951)
Boyd RICE (1956)
Гарик СУКАЧЕВ (1959)
Steve JANSEN (1959)
Гавриил СЕТКИН (1969)