Всем город Екатеринбург хорош – и Трики (Tricky) сюда везут, и группа Red Snapper стабильно раз в год наведывается, вот только любителям хип-хопа до сей поры не везло с концертами. Вернее, повезло один-единственный раз, когда в 1998 году с какого-то перепугу на День города в столицу Урала заехал автор хита "Gangsters paradise" Coolio. Однако за давностию лет о диковинном инциденте забыли. Так что все любители правильного черного кача удивленно поглядывали на развешанные по городу афиши, с тремя английскими буквами – GZA. Причем удивление вызывал, скорее, не сам факт приезда идеолога грозного Wu-Tang Clan на Урал (это, как-никак, было лишь вопросом времени), а список имен артистов, выступающих на разогреве у маэстро в рамках фестиваля "East Coast Fest".
Среди них были, например, коллективы Mad Bustazz, АК-47 и герой YouTube рЕпер Сява. Если вы не знаете, что объединяет этих исполнителей, подскажу: все они, так или иначе, ответственны за появление в отечественном хип-хопе специфического жанра - юмористических пацанских частушек (называйте это хоть "гоп-хопом", хоть "стеб-хопом" - суть все равно одна), про "семачки", "планчик" и "райончик". Прискорбно то, что имидж и настрой перечисленных артистов мало увязывались с образом сурового мужчины GZA (читается: Джиза) – шахматиста, отшельника и, в общем-то, довольно мрачного и нелюдимого типа.
Худшие опасения сбылись: большинство групп на сцене одинаково не соответствовало величию момента. Выделились разве что уральские рэперы старой закалки EK Playaz, с безукоризненной рифмовкой и отличной подачей, да коллектив Горный Щит, делающий упор на интеллигентный приджазованный саунд (в группе за живое звучание отвечает Владимир Бегунов, один из "отцов" ЧайФ; однако тот почему-то на сцену не вышел). Группа АК-47, в принципе была способна расшевелить зал своими харизматическими текстами, но после трех песен ребята удалились со сцены. Объясняется это очень просто – у одного из участников дуэта (Вити АК) был день рождения.
После такой интродукции репер Сява показался не много не мало социальным сатириком. Он долго и кокетливо извинялся, что, мол, “мы пацаны ровные, расклады ваши рэперские не сечем, мы щас вам по-нашему, по-простому споем, зато от души”, раздавал зрителям у сцены семечки, отвешивал пендели своим соратникам – Сиплому и Сержане. Происходи все это в другое время и в другом месте, выступление бы сошло как минимум за буффонаду, театр одного актера, но публика была уж слишком настроена послушать Джизу, поэтому юмор пермского пересмешника пошел мимо кассы.
Часам к девяти стало известно, что заявленный в афишах Гуф (экс-участник группы Centr) не прилетел, и часть массовки двинулась к выходу. Выступающие коллективы Рыночные Отношения и Пума и Колян продлили ожидание выхода Джизы еще минут на сорок (за что им большое “фи”), зато потом счет пошел будто бы на секунды. "Джиза подъезжает к клубу на белом лимузине!" – кричал со сцены ведущий. – "Джиза уже заходит в гримерку!", "Джиза ступает на первую ступеньку лестницы!”"Еще немного времени - и Dj Jose Reynoso заступил на боевой пост, после чего под ор толпы явился миру и сам виновник торжества.
Необходимо заметить, что рэперы калибра GZA удивительны своей способностью без особых усилий, натуг и вылезания вон из кожи генерировать настоящий, физически ощутимый грув. GZA не делал резких телодвижений: он вальяжно расхаживал по сцене взад-вперед, при этом вся толпа едва ли не разрывалась от эмоций. Исполнялась классика с шедевра артиста "Liquid Swords" плюс избранные куски с первого (и лучшего) альбома нью-йоркского Клана "Enter The Wu-Tang 36 Chambers" – и это было попадание в яблочко. Зал ревел, зал стонал, для зала не было другого пророка, кроме Гэри Грайса. Звук, и без того не бывший уж шибко плохим, резко улучшился именно на этом сете - и это был настоящий праздник ума и сердца. Рэпер держался по-свойски: он так и норовил быть ближе к толпе – спускался в партер, жал руки зрителям и даже в порыве благодушия заявил, что здесь и сейчас он "havin’ fun". А потом и вовсе пошел превратил часть выступления в автограф-сессию - стал расписывался на бейсболках и джинсах. После этого запал Джизы как-то подутих, и оставшееся время толпу развлекал диджей.
Конечно, можно сколько угодно костерить организаторов за неправильный подход к выбору артистов, но это дело неблагодарное. Екатеринбург с начала 2000-х считается родиной стебного, юмористического хип-хопа, а "East Coast Fest" только укрепил позиции исполнителей, делающих акцент на подобную музыку. И переизбыток продукта не радует - теперь, чтобы пробиться к умам и сердцам масс, достаточно сваять простенькую тему про “райончик” или “планчик” – как минимум локальную популярность вы приобретете. Впрочем, настоящих рэперов такие посылы касаться не должны: на каждого праздношатающегося балабола у них припасен свой, отточенный и блестящий, жидкий меч.
1970 – Пол Маккартни выпустил свой первый сольник - "McCartney", записанный полностью самим музыкантом - от ударных до финального сведения »»
Paul SMITH (1922)
James LAST (1929)
Chris BARBER (1930)
Joe ROMANO (1932)
Jan HAMMER (1948)
Michael SEMBELLO (1954)
Maynard James KEENAN (1964)
Акакий Назарыч ЗИРНБИРНШТЕЙН (1964)
Liz PHAIR (1967)
REDMAN (1970)