Вежливый Отказ, самый неуловимый коллектив из всей волны герметичного русского
рока 80-х, готовится представить столичной публике необычную программу,
разом перечеркивающую все разговоры о том, что нынешние выступления -
это лишь "попытка реанимировать группу". Если уж что и попытаются воскресить
участники коллектива, так это смелость и нестандартность музыкальных решений,
чуткое понимание собственных корней, великолепную техническую подготовку,-
словом, все то, что так редко встречается в отечественной музыке, а уж вместе -
почти никогда. Новая программа ВО так и называется "не вместе" или же
Nichtzusammen, а программа концерта в ЦДХ дополнена внушительной подборкой
редко исполняемых произведений русских композиторов: Игоря Стравинского и
Александра Мосолова.
В отличие от многих мнимых (все-таки единство во времени
и месте - не лучший повод для обобщений) соратников, ВО и по сей день
продолжают стоять в стороне от традиционного понимания рока. Более того, за
почти четверть века существования, их гибкая и подвижная трактовка (если не
сказать трактат) не успела потерять самобытности. Напротив, в сторону Вежливого
Отказа с их редкими вылазками в столицу и еще более редким обновлением списка
работ стоит всматриваться также пристально, как прежде опытные моряки смотрели
на медленно идущие волны: как раз невысокие и неторопливые колебания вод
зачастую предвозвещают сокрушительный шторм. Команду под предводительством
Романа Суслова и вправду сложно упрекнуть в активной деятельности: с конца
девяностых коллектив максимально сократил свое присутствие в столичной клубной
жизни, а лидер группы предпочел частые выступления делам своего
коннозаводческого хозяйства. Удивительно, но пока другие некогда остро
вглядывающиеся вдаль музыканты все больше превращаются в законченных
ретроградов, опирающихся исключительно на ностальгические чувства слушателей,
Вежливый Отказ развивается так непредсказуемо и интересно, что многим шумным и
амбициозным музыкантам стоило бы у них поучиться.
Отличительной чертой Отказа всегда было то жизненное рвение, которое не
давало группе застревать на одном месте - беспрестанно отсекая лишние куски
песенной породы, рано или поздно музыканты должны были дойти до целиком
инструментальной музыки, и, кажется, максимально к ней приблизились. Сложные
ритмы, расширенный инструментальный состав, очевидные влияния джаза,
академического авангарда и непростого фолка, использование фонем вместо
прежних, глубоких и остроумных текстов - вот, что представлял собой Вежливый
Отказ до последнего момента. Узнав, что 29 мая в ЦДХ планируется совместный
концерт ВО и необычного "оркестра без дирижера" Персимфанс, реконструирующего и
расширяющего наследие советского авангардного движения 20х годов, мы поспешили
узнать, что же происходит сейчас с Вежливым Отказом.
С этой намерением мы отправились на репетиционную базу ВО, где послушали
несколько новых композиций и побеседовали с участниками группы. Но для начала,
сами новые вещи:
Действительно, в записи все звучит далеко не так
впечатляюще (диалог между голосом Суслова и трубой Андрея Соловьева в Мы
победим! и вовсе как-то смялся), но если в пятницу в ЦДХ все будет именно так
- это тоже правильно.
Мне не раз доводилось присутствовать на различных
репетициях, но чтобы вот так, почти что на физическом уровне, ощущать заряд
удовольствия и энергии, получаемого музыкантами от своего дела - никогда. Даже
прерываясь ежеминутно с целью решить, как лучше расставить акценты в той или
иной композиции, участники Вежливого Отказа, сами того не замечая, заставляют
им сопереживать и остро реагировать на каждую перемену в еще не готовых песнях.
Наверное, так себя чувствуют люди с замиранием, наблюдающие как уличный
художник пишет их портрет. Сам же Суслов меняет песни буквально на ходу: вот он
парой росчерков ручки преображает ключевую строчку стихов, а вместе с тем и
название. А вот, не раздумывая, одним жестом руки направляет коллег в
правильное русло и тем самым преображает уже казалось бы готовое произведение.
Следить за этим живым развитием только увлекательнее, если понимать, что
подобный цикл мутаций происходит от концерта к концерту. Сами же новинки крайне
любопытны и по большей части доступны даже неподготовленному слушателю. На
первое место в них выходит не поток бессодержательных фонем, а яркие и
отчетливые образы, запечатленные в удачных стихах Аркадия Семенова. С
ним Роман
последний раз сотрудничал в ходе работы над альбомом Коса на камень.
Вежливый
Отказ умудряется совмещать несовместимое: героизм с очевидной иронией, как в
случае с новой военной программой Суслова, хитросплетенные символы,
составляющие тексты Семенова с прямой и честной подачей. Кроме того - состав у
Вежливого Отказа подбирается удивительный, родом словно из самой ранней поры.
Несколько лет назад к группе присоединился скрипач Сергей Рыженко,
участвовавший в записи легендарного белого альбома Отказа, выпущенного фирмой
Мелодия в 1989 г., а с начала десятилетия с коллективом стал вместе играть и
выдающийся композитор и пианист Павел Карманов. Тот неожиданный и от
того еще
более ценный этап в жизни группы, начавшийся с первых представлений
Nichtzusammen в камерной обстановке Культурного Центра Дом, все меньше похож на
алхимический эксперимент, и все больше - на естественный для группы путь
развития. То, что будет происходить 29 мая в ЦДХ - это лишь разминка перед
полномасштабной презентацией Вежливого Отказа осенью, но это тот самый случай,
когда понимание настоящего группы, важнее любых прогнозов на будущее. Но,
пожалуй, главное - это то биение, которое можно ощутить в любой вещи, в любом
событии в жизни группы: сами не ведая, "отказовцы" складывают из собственной
истории подлинную поэму, где каждый эпизод обширной истории ВО рифмуется с
множеством явлений, окружающих команду. Так, Nichtzusammen - это слова, по
преданию, брошенные напоследок незадачливым оркестрантам Гербертом фон Караяном,
отчаявшимся заставить музыкантов вступить одновременно. В то же время и
Персимфанс, как задумка, как порождение двадцатых годов прошлого века - это же
именно оркестр с ушедшим дирижером, ну а сама тема ухода, покидания явно
проступает в творчестве ВО и в поступках участниках группы. Кроме того, на
афише московского концерта изображен убегающий прочь Лев Толстой, что еще
сильнее затягивает и без того тугой смысловой узел. Впрочем, автор иллюстрации
не знал о существовании у Отказа песни Писатель со следующими словами: "Лев
Николаевич Толстой, убегай и не стой". А если еще учесть, что Мосолов это
очевидный прототип Андрея Урусова, героя "Аномалии Камлаева" - самой
значительной попытки свести в одну точку музыку и литературу за последние бог
весть сколько лет: Впрочем, довольно догадок, ссылок, подтекстов и символов.
Стоит предоставить слово самим участникам этой истории:
Звуки.RU: Вы не находите, что ваш отход от музыки только привлек
внимание к
Вежливому Отказу и в чем-то сослужил ему плохую службу? Создается ощущение, что
именно эта история последние пять лет поддерживала атмосферу вокруг группы,
придавая ей определенный романтический шарм и обаяние легенды. Наверняка, вы не
ставили себе это целью, но, тем не менее, так уж вышло в итоге: подрастающее
поколение усваивает музыку ВО именно через образ фронтмена, сбежавшего от суеты
на природу, к собственному хозяйству. Вас самих такое положение устраивает?
Роман Суслов: Уехал-то то я в 1990 году, что уж там происходило в последние
пять лет, я не знаю, меня мало заботит благоустройство группы и сплетни вокруг
моего проживания в деревне, я лишь несу некоторую ответственность перед
музыкантами ВО, которые честно ждали то моих новых вещей, то моего возвращения.
Устраивает меня то, что я могу, проживая на природе играть иногда с верными
товарищами живую интересную нам музыку в городе.
Звуки.RU: Обычно человек принимает какое-то резкое решение, когда видит что-то
неминуемое в ближайшем будущем. Что вы увидели такого, что заставило вас
отказаться от тогдашней деятельности, в пользу коннозаводческого предприятия? И
как по-вашему сложилась бы история Вежливого Отказа, если бы удержались от
этого решения?
Роман: ВО стоит в стороне от музыкального рынка, и эта позиция занята им
в силу
специфического моего отношения и отношения моих подельников к музкомерции. Не
думаю, что мой отъезд сильно повлиял на естественный для Вежливого Отказа ход событий.
Звуки.RU: Вы прежде мотивировали свой отход от музыки тем, что в начале
90х вам
надоело выступать с Вежливым Отказом по кабакам. Неужели впрямь в таких
заведениях приходилось петь?
Роман: Да, так и было. Одно время шли концерты, и все в кабаках и по триста
долларов. В конце концов все это стало невозможно совершенно. Там люди за одним
столом наедали на большую сумму, наверное. Да и сама обстановка гнетущая, одно
и тоже. Из нашей привычной аудитории на такие мероприятия заглядывало человек
пять-десять соболезнующих. Да и их можно понять, нам-то работать нужно, а им
ходить по подобным местам было не особо удобно.
Звуки.RU: 29 мая вы будете играть вместе с Персимфансом, удивительным оркестром
без дирижера. На сайте ВО обещана даже коллаборация между участниками двух
коллективов. А у вас есть какая-то общая платформа с ними, из-за которой и стал
возможен концерт?
Роман: Нет, абсолютно никакой. Вот просто взяли и решили вместе сыграть.
Ну и
вообще, идея-то не моя, меня попросили, вот я и играю. Единственная платформа,
на которой все это стоит - это наш престарелый энтузиазм. Нам всем в кайф
что-то придумывать, воплощать это в жизнь.
Звуки.RU: Вы перед каждым выступлением говорите, что вас долго
упрашивали, но,
тем не менее, все равно даете концерты. Как так?
Роман: А вот так и получается. Меня Слава Недеогло (давний
товарищ и по
совместительству директор Вежливого Отказа - прим. Звуков.RU) четыре года
упрашивал устроить такой концерт.
Звуки.RU: А ЦДХ для вас - это комфортная площадка?
Роман: Странная. Она отвратительная по звуку, и хоть говорят, что сейчас там
стало лучше, я этому не очень верю. Но, в тоже время, играть там всегда было
приятно. Мы прежде много раз там играли (последний концерт группы в ЦДХ
состоялся в 1997 г. - прим. Звуков.RU), и каждый раз нам нравилось. Так что,
наши эмоции на сцене и те, что будут испытывать зрители, могут отличаться -
ведь кто его знает, что из зала там слышно.
Звуки.RU: Вы эту программу довольно давно уже играете, еще в прошлом
году было
выступление в Культурном центре Дом с новыми вещами. Но все равно до
полномасштабной презентации еще далеко, пока она намечена только на осень.
Почему так долго созревает Nichtzusammen?
Роман: Она в целом еще не готова и не состоялась как некая программа. Мы
пробуем разные варианты, и в этом смысле концерт с Персимфансом - это тоже еще
одна проба, ведь участники оркестра тоже будут играть в нашем составе. Со
времен концерта в Доме, многое успело поменяться, как и в самих песнях, так и в
состоянии группы.
Звуки.RU: Вы как-то сказали, что сейчас, стоит хоть ненадолго включить радио,
как сразу создается впечатление, что музыкальная обстановка в стране самая
тяжелая, беспросветная даже. Понятно, что вряд ли с тех пор что-то кардинально
изменилось. Вопрос в другом - может ли вообще что-то измениться?
Роман: Я думаю, что нет. Это очень долгая тема, но этот тупик он не только
музыкальный. Музыка - это всего лишь культурная "отрыжка" общества. Все перешло
в сферу обслуживания. Полная труба!
Звуки.RU: Есть информация, что одна из новых песен будет звучать на радио.
Странно, ведь вы сами утверждаете, что на радио ничего хорошего нет и быть не
может. Или же вы придерживаетесь мнения, что "брильянт может и кучу нечистот
сделать пригляднее"?
Роман: Ну, прозвучит разок наша провокация и что? Я то говорил об устойчивой
картине Хрюшек и Степашек.
Звуки.RU: Создается впечатление, что силу и энергию вашего звучания крайне
тяжело удержать в записи. Вот и две новых записанных песни (даже учитывая, что
это демо-записи), сильно отличаются от того, что звучало на репетициях, причем
не в лучшую сторону. В чем причина? Люди, посещавшие ваши концерты еще в начале
90х, утверждают схожие вещи: на концертах все звучит убедительнее, чем на
альбомах. Проблема в недостатке профессионалов, способных хорошо записывать
нужную музыку, или же это по каким-то другим причинам так складывается?
Роман: Свойственное всем в этой стране отсутствие профессионализма, и особенно
в звуковой культуре, делает невозможной живую запись живой музыки. С последними
записями не так все плохо, мне кажется. По крайней мере, звук близок к
желаемому, да и сыграно не тупо, а весело.
Звуки.RU: Вы сейчас решили вновь попробовать сотрудничество с Аркадием
Семеновым (автором текстов к одним их наиболее известных песен группы - "Эй!",
"Портрет", "Встречное движение" и др.). Это первое ваше с ним
сотрудничество за
последние тринадцать лет. Как так получилось?
Роман: Мы взяли несколько его текстов в качестве эксперимента, так как
мы с ним
очень давно не общались, и мне стало интересно, что он сейчас делает. Прежде у
нас с ним было много удачных совпадений (например, музыка и текст к песне
"Эй!", написанные авторами без ведома друг друга в один и тот же вечер,
идеально легли друг на друга - прим. Звуков.RU), и мне кажется, что один из его
новых текстов - это тоже такое меткое попадание. По сути, эта вещь из серии
рок-н-роллов, которые Аркадий написал для моей армейской программы, но впервые
он прозвучит именно в этой. А так, у нас еще планируется шесть песен про войну,
которые мы будем играть отдельно.
Звуки.RU: Вообще, похоже, что Вежливый Отказ по-своему, и в хорошем смысле
пошел вспять: в композициях опять звучит множество инструментов, сами песни
обретают слова, да еще и написанные Аркадием Семеновым: Вы можете как-то
объяснить это движение?
Роман: Я всегда писал песни, никаких вспять. Слова во многих местах
уместны, а
иногда необходимы. С последней программой.. было много попыток что-то написать,
но никто из текстовиков не попадал, что-то я писал сам, что-то заменял звуками.
Дал попробовать Аркадию. Что-то совпало. Рабочий процесс.
Звуки.RU: А почему на афишах грядущего концерта изображен Лев Толстой? Какую-то
не вполне объяснимую окраску это придает истории Вежливого Отказа.
Роман: Этот "сваливающий Толстой" - идея Владимира Сорокина...
Так, что это вы
лучше у него спросите.
Дмитрий Шумилов (Роману): Он кстати звонил недавно. Просил два билета на концерт.
Роман: Кто, Лев Николаевич?
Сергей Рыженко: Толстого - в кассу. Пусть билеты покупает! А Сорокина мы и так пропустим. (все смеются)
Звуки.RU: Вы сейчас что-то собираетесь записывать?
Роман: Да, опять меня вынуждают. Но это к альбому отношения иметь не
будет. У
нас была одна такая ошибка с Геранью, что мы писали его двумя сессиями
и, в
результате, они так толком и не состыковались.
Звуки.RU: А как хозяйство-то идет? Раньше, вы помнится, говорили, что "музыка
будет зимой, а летом только лошади", а сейчас как-то все по-другому
cкладывается. Это отчего?
Роман: Мы сейчас дербаним там все: продаем часть лошадей, сокращаем поголовье,
возвращаем долги. Там сплошные перемены, и музыка теперь будет и летом. Но
коней на мясо мы не сдаем!
Звуки.RU: Олег Нестеров утверждает, что на природе, в спокойном и лишенном
городского мельтешения состоянии гораздо легче сочинять новую музыку, она сама
приходит в голову, освобожденную от досадных мелочей. А в вашем случае так ли
это? Герань, например, ведь была же сочинена именно за городом? Есть ли
что-нибудь особенное в этом, какое-то новое чувство, которые вы вкладываете в музыку?
Роман: Последние опусы написаны в деревне, в то время, когда мне удавалось
оставаться совершенно одному. Особенного ничего нет, просто разреженность
вокруг создает будоражащую напряженность внутри, требующую выхода.
Звуки.RU: А в сегодняшнем состоянии Вежливого отказа, у вас еще есть желание
играть старые вещи?
Роман: Ну а куда от них денешься? Да и самим-то тоже иногда до слюней хочется
взять гитару и запеть что-нибудь старое, душевное. Я некоторые песни из старого
репертуара действительно очень люблю и всегда готов их исполнять. Но бывает,
что некоторые композиции просто до отвращения надоедают.
Звуки.RU: И что вы делаете в таких случаях?
Роман: Уезжаю в деревню на три года и ничего не делаю. Может быть, это опять
потом произойдет.
Вежливый отказ
Центральный Дом Художника
29 мая, начало в 20.00.
1898 – Родился Джордж Гершвин - композитор, автор джаз-опер "Porgy and Bess" и "Rhapsody in Blue". Гершвин - сын еврейских эмигрантов из России, в его произведениях много мотивов из русского и еврейского фолка »»
1945 – В артистической британской семье родился Брайан Ферри - музыкант, певец и сонграйтер, наибольшую известность получивший как фронтмен арт-рок группы Roxy Music »»
1959 – Родился Илья Кормильцев - поэт, переводчик, автор текстов песен и продюсер группы Наутилус Помпилиус »»
1969 – В Англии вышел последний студийный альбом Beatles "Abbey Road" »»
Bryan FERRY (1945)
Olivia NEWTON-JOHN (1948)
Cesar ROSAS (1954)
Эдмунд ШКЛЯРСКИЙ (1955)
Илья КОРМИЛЬЦЕВ (1959)
Tracey THORN (1962)