"Больше никакого рок-н-ролла" - именно так называется новая песня группы "Сплин", которая на днях начинает ротироваться на радио. Накануне этого события Звуки.Ру побывали в новой питерской студии коллектива, взяли у лидера группы Александра Васильева эксклюзивное интервью и сделали вывод, что, несмотря на название композиции, рок-н-ролл был, есть и будет.
Звуки.Ru: - Александр, концертами в Краснодаре и в Москве в марте вы
открыли сезон, начали весенний тур. Новую программу играете?
Александр Васильев: - У нас такая большая страна, что выпускаешь
альбом, а потом два года с ним ездишь. Но нам надоедает одно и то же играть.
Все время программа обновляется, либо старые песни какие-то выдергиваются, либо
новые появляются. На концертах в Москве было четыре новые песни. Сейчас мы
будем играть девять новых вещей и где-то двадцать старых. Все в миксе,
вперемешку.
Звуки.Ru: - Ваша новая песня "Больше никакого
рок-н-ролла" вот-вот появится на радио. Название не очень оптимистичное:
Александр: - Да нет, там нет ничего пессимистичного. "В этот
мир ворваться, в этот мир влюбиться, в этот мир врубиться:". И потом
иногда, если ты в чем-то останавливаешься, начинается позитив во всем
остальном.
Звуки.Ru: - В период стабильности тоска по вечному идеалу не дает
зажраться. Но когда кризис, и так тоскливо...
Александр: - То, про что Вы говорите, я называю тоской по мировой
культуре. А из кризиса ты выбираешься исключительно тем, что работаешь
постоянно. Как тьма спустилась над Петербургом в конце октября, мы девять вещей
записали в своей новой студии. Неспеша вывели звук и добились того, что сейчас
это звучит так, как никогда не звучало. Потому что была масса времени и
появилась своя студия - мы ее год делали.
Звуки.Ru: - У "Сплина" сейчас классический рок-состав: гитары, бас, ударные,
клавишные. Эксперименты с саундом продолжать планируете? Или флейты и скрипки
больше не будет?
Александр: - Новая песня - это почти симфонический оркестр вначале,
а потом быстрый речитатив. Я писал ее гораздо медленнее, а когда мы с группой
собрались, стали играть, поняли, что нужно убыстрять. Она теперь в шквальном
темпе идет, буквально обрушивается на слушателя. Но такова музыка 21 века: В
этой вещи сыграл на скрипке Максим Иванов из "Торбы-На-Круче", причем
он сыграл за десятерых. Получилось, будто целый оркестр звучит. У меня душа не
нарадуется. Я бы с удовольствием расписал наши песни для симфонического
оркестра.
Звуки.Ru: - К классике тянет?
Александр: - Больше к авангарду. Мне нравится модерновая классика -
Эрик Сати. Он малоизвестный композитор, но на многих повлиял. Он всю жизнь
играл в каком-то кафе и при этом был другом Дебюсси. О нем знал Скрябин. Музыка
волшебная. Он каждые две четверти меняет тональность, переходит с мажора на
минор, свободно скользит. Почти по-баховски, но с Бахом ничего общего, другое
настроение, другая эпоха.
Звуки.Ru: - Говорят, что первый концерт, на который Вы попали в жизни,
был концерт Машины времени. Видимо, Вы с особым чувством делали песню
для их трибьюта?
Александр: - Да, это не легенда. Мы недавно записали одну вещь для
трибьюта "Машины", она тоже шквальная получилась. Нам передали список
песен, но я выбрал другую композицию, не затертую, ее знают немногие. Они ее не
исполняли с конца 70-х годов. Мне нравится материал. Кому не ставлю, все
думают, что это я написал. Мы ее сделали по-своему, в своем стиле.
Звуки.Ru: - Ваша песня на стихи Маяковского - эксперимент или пропаганда
хорошей поэзии?
Александр: - Это стихотворение я знал с детства. Там поступь
монументальная. Рифмы вывороченные такие. У него мозг работал за десятерых. Он
очень яркий поэт, очень мощный. А музыкальная тема сидела у меня в голове
три-четыре года, я пытался свой текст туда вписать. Никак не мог. А в какой-то
момент взял Маяковского, и понял, что легло. Начало и середина у нас в миноре
сыграны, что созвучно с текстом, там человек расстается с любимой. А в коде,
чтобы не доводить себя и слушателей до отчаяния, тема сыграна в мажоре. Чтобы
выровнять ситуацию...
Звуки.Ru: - Вам нравится, когда классиков перепевают?
Александр: - Когда советская эстрада берет русскую классику - это не
стыкуется. Но бывают и удачные совпадения. У группы "Модест" есть
сильные вещи на стихи Бродского. Демоническая группа. Для меня в первой
десятке, а их почти никто не знает.
Звуки.Ru: - Песня для вас - исповедь, проповедь, диалог, монолог?
Александр: - Исповедь - это слишком, это что-то религиозное. Песня
больше монолог.
Звуки.Ru: - Игра слов в Ваших текстах - это такая специальная задача:
"герой на героине, героиня на героине"?
Александр: - Спасибо русскому языку за такую многослойную
ассоциацию. Я просто беру русские слова. Не коверкаю, не меняю суффиксы и
приставки. А тут возникают такие неожиданные смыслы. Это не вычислишь. Причем
смысл догоняет слова, а не наоборот.
Звуки.Ru: - А вообще Вам важно, чтобы Вас слышали, или достаточно, чтобы слушали?
Александр: - Я не ставил перед собой такой вопрос. Просто в
какой-то момент стал замечать, что людей становится все больше, концерты нам
предлагают все чаще. И люди всё поют от начала до конца. У нас максимально
живые инструменты максимально громко звучат. Максимально просто, но внутри
произведения должна быть креза...
Звуки.Ru: - Вам больше нравится писать песни или играть концерты?
Александр: - Мы, прежде чем записывать песню, всегда играем ее на
концерте. Отыгрываем, чтобы понять темп, тональность, надо ли вообще ее петь.
Звуки.Ru: - Кто-то на концерте разбивает гитары, поливается водой, рвет струны. У вас другой стиль: Александр: - Я специально струны не рву, но иногда они сами рвутся. В какой-то момент ничего уже не соображаешь, ты меняешь аккорды и только потом понимаешь, что все правильно, что все поменяли аккорды. Ты идешь, как серферы идут на одной волне. Вот так и надо. По идее, любая рок-группа именно так и играет.
Звуки.Ru: - Пожалуй, это сродни шаманству.
Александр: - Люди называют это шаманством, потому что не могут
объяснить, откуда берется это общая энергия на всех. Если группа играет
правильно, выясняется, что все играют с акцентами на определенные доли, с
определенными громкостями, в какой-то момент это происходит автоматически,
музыканты даже не задумываются. Они делают это бессознательно. Конечно, это
напоминает шаманство. Безо всяких мухоморов ты впадаешь в транс.
Звуки.Ru: - Реально так прет от музыки, от творчества? А как же расхожая
фраза про "героиновый бред"?
Александр: - У меня, слава Богу, нет ни одного знакомого, кто
употреблял бы героин. Если ты ведешь себя правильно, к тебе подобная дрянь не
пристает. Мы просто песни играем, и нам от этого хорошо.
Дата образования:
27 мая 1994
1997 – Ушёл из жизни Булат Окуджава, автор более двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи. Один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни середины XX века »»
Charlie FEATHERS (1932)
Chick COREA (1941)
Roy HARPER (1941)
Валентина ТОЛКУНОВА (1946)
Geri ALLEN (1957)
Peter BEETS (1971)
Kenny Wayne SHEPHERD (1977)
ROBYN (1979)