История успеха американского проекта Bon Iver напоминает сюжетную канву
классического вестерна с большим размахом. В год, когда вернулись легендарные
герои прошлых лет - Portishead, Bauhaus, Tricky, The
Verve и даже нежданные Guns N' Roses (еще два года назад одна мысль
о таком урожае вызывала мгновенную перезагрузку сознания),- все "золото"
хит-парадов мира забрал прежде никому неизвестный Джастин Вернон (Justin
Vernon). Двадцатисемилетний бородач потрепанного вида, в буквальном смысле
вышедший из лесу, чтобы тут же встать на пьедестал. Вернон вырвался из подноготной инди-роковой грязи в мир престижных премий,
прайм-таймовых телешоу и полномасштабных концертных турне практически без
промежуточных остановок. Триумф Bon Iver (пожелание хорошей зимы на
помеси французского с нижегородским, то есть, с североамериканским) носит
скорее идеологический характер. Продажи дебютного альбома музыканта заведомо
проигрывают количеству восторженных откликов в прессе, но тут уж,
действительно, до скончания века никому не справиться с оккупировавшими чарты
бронтозаврами вроде Eagles и AC/DC.
Как и за всеми знаменательными записями, за "For Emma, Forever Ago"
стоит красивая легенда. Вернон разочаровался в целом свете и тому были причины:
в короткий срок музыкант лишился места в своей предыдущей группе DeYarmond
Edison, и вдобавок ко всему был оставлен
любимой. Чтобы преодолеть удар, Джастин уединился в старой охотничьей кибитке в
лесах Висконсина на три долгих зимних месяца. Волей судьбы спутниками на путь
самоанализа анахорета оказались гитара и необходимое для записи оборудование.
От скуки Вернон принялся наигрывать приходящие в
горячечную голову мелодии и фиксировать процесс на пленке. Результатом
многодневной шлифовки простых, как быт отшельника, песен, и стал этот альбом.
Показательно, что в 90-х, окажись в подобной ситуации гипотетический уроженец
штата, итог был бы совсем иным: куда более надрывным, прямым и резким.
Но пора самоотверженного и напускного лузерства прошла, и Bon Iver не пытается
с силой выплеснуть скопившиеся эмоции в запись: здесь все в духе
времени,- сдержанно, аккуратно, без острых углов. Казалось бы, все просто -
очередной сингер-сограйтер негромко поет под неспешный аккомпанемент
акустической гитары. Поет голосом полным нежной немощи, повествуя о волках,
воронах, тварном страхе и, конечно же, о боли расставания. И самые ударные
номера альбома - "Skinny Love" и "Wolves (Parts I and II)"
выполнены в обезоруживающем ключе упрощенческого фолка. Но не все так очевидно.
При повторном прослушивании "For Emma..." начинаешь слышать множество еле
заметных штрихов придающих этой пластинке очарование, улавливать мелочи,
сыгравшие не последнюю роль в покорении бесчисленных меломанов (одних
просмотров майспейс-странички
певца уже набралось до двух с половиной миллионов!). Будь то призрачный хор
наложенных друг на друга голосов в начале песне "Lump Sun",
полураспадное гитарное соло и отстраненный посвист в разрывном номере
"Team", вкрадчивые духовые в заглавной балладе "For Emma", - все
эти нехитрые, но верные приемы сообщают альбому необходимую глубину и уют. И
совершенно точно, что в данном случае искус, согласно известной пословице, в деталях.
Но в этом-то и заключается главный трюк "For Emma...". Неприглядная с первого
подхода пластинка не сразу и не скоро набирает мощность. Но стоит только
немного проникнуться, и "For Emma" неуклонно вырастает из до боли знакомых
ламентаций униженного и оскорбленного затворника в уверенное и точное полотно,
вбирающее в себя многолетние изыскания психо-фолка, альтернативного кантри и
сэдкора. Не захвалить Bon Iver трудно: все-таки, искренность, теплота, талант и
умение вовремя остановиться не так часто встречаются вместе, но стоит
помнить, что ничего принципиального нового в этом диске нет. Все это мы
встречали уже не раз (см. куда более выдающиеся релизы этого года плакальщиков
Sun Kil Moon и Shearwater), и важно, что без трогательной истории
(живущей больше в толкованиях, чем в туманных текстах песен) "For Emma..."
теряет солидную долю своего обаяния. А великим пластинкам не нужны
сопроводительные тексты и разъяснения. Можно не знать всех перипетий жизни
Эллиотта Смита (Elliott Smith), но один его "Either/Or" содержит
больше информации о своем создателе, чем любая биография. А рожденный трагедией
альбом Роберта Уайатта (Robert Wyatt) "Rock Bottom" безо всяких
конферансов выкручивает до предела все эмоции слушателя, передавая палитру
переживаний Уайатта без помощи слов.
В этом и заключается основная проблема Bon Iver - у этой музыки определенно
есть шарм, но нет волшебства. Нет божественной искры, от который разгорелся бы
мировой пожар. Нет ничего такого, что заставляло бы вслушиваться в интонации
Джастина Вернона с трепетным ожиданием чуда, нет страшной красоты приковывающей
все мысли к себе - только бы не упустить ни единого звука екающим загнанным
сердцем. Просто любопытствующее соучастие, мимолетный интерес, ничего более.
Можно сколько угодно рассуждать, является ли вселенский успех альбома обычным
паритетом между изданиями-воротилами музыкальных тенденций, мыльным пузырем или
же прямым свидетельством народного прославления маленького человека - все эти
споры ни к чему не ведут. Стоит только подумать, что будет с Верноном когда
ослепительный поток комплиментов (начавшийся еще год тому назад, до
официального выхода альбома) схлынет и нужно будет предпринять следующий шаг. В
конце концов, в истории есть немало примеров тому, как и менее симпатичным и
одаренным людям давали такие должности, которые по праву должны принадлежать
самым достойным. длали правителями целых стран. Так и в случае с Bon Iver
главное, не нахватать ничего не значащих наград, а сохранить лицо. Что же до
превышающей все заслуги музыканта ажитации журналистов, об этом все было
сказано до нас: "Чины людьми даются/А люди могут обмануться".
Дата образования:
1 января 2006
1975 – В Детройте родился Джек Уайт (настоящее имя Джон Энтони Гиллис) - рокер, певец, гитарист, автор песен, продюсер, мультиинструменталист, актёр. Наибольшую известность получил как лидер дуэта The White Stripes и сооснователь группы The Dead Weather. Входит в сотню лучших гитаристов мира »»
1995 – В Чикаго состоялся последний концерт группы The Grateful Dead и последнее шоу в жизни ее лидера Джерри Гарсия. Он скончался 9 августа того же года »»
1996 – Умер композитор, импровизатор и изобретатель поп-механики Сергей Курехин »»
1999 – Умер Александр Кондрашкин, барабанщик всего питерского рок-клуба («Пикник», «Аквариум», «Тамбурин», «Странные игры», «Мануфактура», «Объект насмешек», «АВИА»…) »»
Irv KLUGER (1921)
LA NEGRA (1935)
Сева НОВГОРОДЦЕВ (1940)
Haruomi HOSONO (1947)
John TESH (1952)
Marc ALMOND (1959)
Courtney LOVE (1964)
Jack WHITE (1975)