Развешенные по городу афиши предстоящего концерта Spiritualized, кажется, успели вызывать закономерный вопрос у каждого заинтересованного меломана - "А что это за плюс после названия группы"? После выступления знаменитых британцев все вопросы отпали сами собой. Теперь всем счастливчикам, попавшим в этот вечер в клуб Б2, очевидно, что Spiritualized в записях и вживую - это две разные истории. Увы, сделать такое открытие для себя смогли совсем немногие. Приезд коллектива с огромным прошлым, приезд, который десять лет назад мог стать настоящей легендой, едва-едва собрал кворум. Увы, выяснить, что же это было, отсутствие финансов или же вкуса у столичной публики - так и не удалось.
По традиции, выступление предварялось тематической подборкой музыки, призванной
создать правильное настроение у разномастных посетителей, усердно налегших на
дармовые коктейли. Но и тут было, на что обратить внимание - хотя бы на очень
удачно вставленную в трек-лист песню культовых шестидесятников Love,
предвосхитившую очарование концерта Пирса и его команды. Впрочем, куда более
прямой намек аудитории сделал сам лидер группы, появившись на сцене в
белоснежной майке с принтом редчайшего сингла Роки Эриксонна (Roky
Erickson) - гениального предводителя психоделического гаражного квинтета
13th Floor Elevators, чьи песни Пирс (Jason Pierce) перепевал еще
в составе Spacemen 3.
Джейсон совсем ничего не говорил между композициями, но это и не было нужным -
гораздо лучше ему удавалось выражать себя в музыке, беспрестанным потоком
выплескивающейся в зал. Музыканты встали полукругом - на левой половине сцены
расположились гитарист, басист, клавишник, прямо по центру барабанщик (все в
черном). В правой половине расположились - сам Пирс, стоявший к залу
вполоборота и две голосистые темнокожие бэквокалистки (в белых одеяниях). Что
касается последних, то упитанность двух барышень не могла не порадовать всех
любителей госпела, знающих, что от чего напрямую зависит звучность вокала.
В первую очередь Spiritualized поразили выверенностью программы: шумное и
грязное вступление, переходящее в ангельски умиротворенное хоровое пение - как
громыхающий взлет космического корабля. Полуторачасовая обязательная программа,
где песни с нового альбома переплелись с проверенными хитами, и даже вещами
Spacemen 3 - воспетый группой выход в открытый космос, левитация, эйфория,
визионерство. И наконец заключительный номер, семь минут оглушительной шумовой
эквилибристики, напомнившей скорее о Sonic Youth, чем о Сан-Францизских
кислотных джемах - и в лучших традициях Терстона Мура (Thurston Moore),
музыканты вырулили из стремительного пике в легчайший, безмятежный гимн "Oh
Happy Day", и там уже было сложно подобрать слова - что же это? Вынужденная
посадка? Возвращение на Землю?
Особенно поражала слаженность с которой Spiritualized выдавали на-гора свои
лучшие произведения - "Ladies & Gentleman We're Floating In Space",
"Electricity", "She Kissed Me (It Felt Like a Hit)" и конечно же
"Come Together" - никаких раздельных инструментальных соло, только
плотный, вязкий, гитарный глас и неотступно следующий за ним вокал Пирса. Но
все же главное - это то удивительное чувство, которые вызывают эти до боли
знакомые мелодии и слова, услышанные вживую. Здесь не остается ничего другого,
кроме как объяснить это пресловутой одухотворенностью вынесенной в название
группы, ощущением того, что Пирс действительно вкладывал душу в каждый аккорд и
каждое слово спетое им на сцене. Без этого ощущения все моментально распадается
на малопривлекательные составные части. И именно это делает Пирса куда ближе к
великим певцам шестидесятых, чем множество самозваных реактуализаторов той
эпохи, которых столько развелось за последнее десятилетие. Пирс обходится
малыми средствами, но достигает величественных результатов, и когда сердце
дрожит под простейшие аккорды "Sitting On Fire" - понимаешь, что
человек, написавший такие слова, вернулся с того света совсем не зря. И
концерты он дает по-прежнему - на пять с огромным плюсом.
Леди и джентельмены, внимание. Мы в полном улете. Потому что командир нашего корабля - Джейсон Пирс, лидер Spiritualized. Мы имеем дело с одержимым, наркоманом, алкоголиком и человеком, неспособным писать музыку, - таким он сам себя считает. За последнее следовало бы наказать его особенно зверски, но так ведь врет мистер Пирс...
Подробности из жизни:
"Отчасти шедевр, отчасти какофония, отчасти преступление против
человечности" - это что еще за чудо природы? Децл с Лондонским
симфоническим оркестром? Нет.
А вот такое - "музыка, по сравнению с которой меркнет все остальное".
Это что? Квартирник Фэтбой Слима? Нет, меркнет не потому, что глаза на лоб
вылезли. Имеется в виду, что музыка... Ну, как бы это сказать... Ну, великая,
что ли.
Это все, кстати, про одно и тоже - это про последний альбомы
Spiritualized. Что значит - не слышали? Не слышали?! Ну так послушайте.
Жили-были... Или нет, не так. Леди и джентельмены, внимание. Мы в полном
улете. Потому что командир нашего корабля
- Джейсон Пирс (Jason Pierce), он же J. Spaceman. Я предупредил.
Мы имеем дело с
одержимым фаном Velvet Underground, наркоманом, алкоголиком и человеком,
неспособным писать музыку, - таким он сам себя считает. За последнее
прегрешение следовало бы наказать его особенно зверски, но так ведь врет
мистер Пирс. Способен. Мистер Пирс…
1954 – Родился Сергей Курехин - советский рок- и джазовый музыкант, и актёр, лидер группы "Поп-механика" и автор мема "Ленин - гриб". Создатель первых российских перформансов, импровизатор и композитор »»
Lucky THOMPSON (1924)
Lamont DOZIER (1941)
Eddie LEVERT (1942)
Сергей КУРЕХИН (1954)
Артемий ТРОИЦКИЙ (1955)
2PAC (1971)
John NEWMAN (1990)