Психо-фолк, эйсид-фолк, фрик-фолк и так далее. Безумие, помноженное на уважение к фольклору. Необходимо только выяснить, что же это такое - народная музыка? Точно - не совсем то, что числится на балансе Домов Культуры...
Словосочетание "психоделический фолк" появилось в августе 2003-го на страница
журнала Wire. Журналист Дэвид Кинэн (David Keenan) посетил в мае Free
Folk Festival в американском городе Брэттлборо, штат Вермонт. Где, в частности,
услышал Sunburned Hand Of The
Man, Son Of
Earth, Six Organs of
Admittance и прочих чудиков.
Музыкантов из США, исполняющих музыку, основанную на психоделических
импровизациях и фолк-напевах, он объединил зонтичным брендом New Weird America.
Попали сюда в итоге как постодушные нео-фолкеры вроде Девендры Банхарта
(Devendra Banhart) и Джоанны Ньюсом (Joanna Newsom), так и более
"странные" товарищи из Animal Collective. С тех
пор этот новый раздел
журналисткой классификации прочно утвердился в массовом сознании. Однако до сих
пор не превратился в мейнстрим.
Прелесть психо-фолка в том, что он, специально или в силу слабой музыкальной
подготовки, очень похож на первые эксперименты неопытных подростков со
звукозаписью. Это примерно так: ты пишешь гитару на стереомагнитофон, потом при
помощи встроенного двухканального микшера добавляешь другие звуки, проминая
первые инструменты вглубь, теряя ритм и так далее... В 60-х годах девичье трио
The
Shaggs сочетало откровенное неумение играть с полным нежеланием замечать
это. Что привело к появлению альбома, после прослушивания которого надо пить
успокоительное... теперь эти жуткие женщины продают сувениры с собственными
изображениями. И гордо называют себя "истоками".
В современном мире называть фолком пение с балалайками или пляски с
бубном уже как-то неприлично. А вот то, что получилось в результате бдений с
дешевой аппаратурой - вполне. Кстати, в качестве источников вдохновения
психо-фолкеров, кроме фолк-рока и психоделики 60-х, можно назвать и краутрок
(не моторик-бит от Neu!,
но самые размытые треки Can и
Faust) - с тягой музыкантов этого направления к
эмбиенту, минимализму и
истязанию рабочих треков до неузнаваемости. И, конечно же, к отсутствию
предварительных наработок, нацеленность на спонтанное творчество.
Скажем, о
Sunburned Hand Of Man их лейбл "Ecstatic Peace!" пишет, что она состоит
из 3-12 человек, "живущих в основном на Северо-Востоке США, Бельгии и
Великобритании". Это ритмическое жужжание, не лишенное приятности. Музыканты
явно ностальгируют по эпохе хиппи. На сцене они углублены в себя и не особо
заботятся о слушателе. То же можно сказать и о Hoffmaestro & Chraa,
которые вроде бы живут в Нидерландах, но играют при этом жуткий компот из
босса-новы, еврофолка и нарезок из радиопередач.
Самая известная американская психо-фолк-команда - Animal Collective. Раньше они
любили надевать на выступлениях маски животных, название придумали к четвертому
альбому, до этого ограничивались прозвищами участников на обложках. Начиная с
альбома "Feels", лоу-файное бренчание-многоголосие "Коллектива" стало
более качественно записываться и порой грешит перепродюсированием. Впрочем,
сами участники никогда и не называли себя экспериментаторами, которые ненавидят
поп-музыку. К тому, же в отличии от многих психо-фолкеров, AC отличаются
сыгранностью и прекрасным владением инструментов, что приближает их к
изощренным версиям пост-рока.
Они пришли к саунду, созданному при помощи гитар, барабанов, шумов и
сэмплирования в реальном времени, не сразу. Сначала они показали всю
подноготную психо-фолка - играли, к примеру, песни у костра, причем один трек
переходил в другой только благодаря разметке диска. Альбом "Campfire
Songs" записан на концерте-пикнике в Мэриленде, и треск горящего дерева на
альбоме хорошо слышен. Записывались с Вашти Баньян (Vashti Bunyan),
которая своей первый альбом издала в 1970-м, а в нулевые стала почти иконой
для новой волны фолкеров.
Постепенно композиции становились сложнее, изощреннее. Много delay, дурашливые
голоса - как будто Сида Баррета (Syd Barrett) чуть-чуть приструнили в
начале 70-х. На концерте барабанщик играет на минималистически выстроенной
установке, гитары забавляются с эффектами, не забывая четко попадать в ритм, а
мужчина с фонарем на лбу "клеит" на столе остальное. Порой и другие участники
группы припадают к электронным "родникам".
Зачастую психоделический фолк смешивают-склеивают с нео-фолком (акустические
проекты с явными приветами американский и английским сонг-райтерам 60-х). Таким
образом, Девендра Банхарт оказывается в одной корзине с Jackie
O'Motherfucker. Роднит их, безусловно, любовь к музыке Лета Любви,
бесконечным хиппи-перфомансам и размытости понятий "группа" и "публика".
Девендра традиционно зовет на своих концертах на сцену кого-нибудь из зрителей
- попеть песни собственного сочинения. JOMF, хоть и состоит официально из двух
человек (сейчас - из одного), в записях обрастают большим количеством
сайдменов. Возникла группа в 1994-м в результате стараний многостаночника Тома
Гринвуд (Tom Greenwood) и саксофониста Нестера Бакета (Nester
Bucket). Фри-джазовые концерты они издают на CD-R, номерных альбомов,
выпущенных лимитированными тиражами на многих американских лейблах, у них тоже
немало. Звук на пластинках то переходит в долгий дроун, то превращается во
вполне четкие фолк-песни - но с отчетливым привкусом потусторонности: нет у них
желания развлекать - монотонность и еще раз монотонность. Потому что зачастую
психо-фолк называют психоделическим роком, не забивая себе голову
дополнительными категориями.
Заметим, что большинство команд в этом жанре появилось до откровения от Кинэна.
Скажем, No-Neck Blues Band
сформировалось в 1992-м. У них очень мало
студийных записей. И очень много - концертных. Чтобы понять, как сложилась
такая концепция релизов, необходимо уяснить себе одну вещь: экспериментальное,
спонтанное музицирование - это давно не прерогатива джазменов. Хотя влияния
Art Ensemble Of Chicago, Captain Beefheart и даже Aphrodite's
Child на группу отрицать нельзя.
Импровизация - истинно народное развлечение. NNCK вживую - настоящий транс,
шаманство, Восток, краут-рок, настойчивость - неважно, насколько круто ты
играешь, главное, что ты в теме, что ты находишься в единстве со всей группой.
В конечном итоге, соучастником шоу становится и слушатель.
Если говорить о каких-либо внутренних течениях, то в психо-фолке четко можно
выделить два больших потока - New Weird America (кроме перечисленных артистов,
туда включаются CocoRosie, Wooden Wand and the Vanishing Voice, Hala Strana, Espers), и финские артисты. По крайней
мере, именно так это выглядит из России.
За мощное продвижение финнов прежде всего несет ответственность лейбл Fonal,
появившийся в середине 90-х в результате стараний семьи Сами Санпаккила
(Sami Sanpakkila) - в его доме диски оформляются, пакуются и
распространяются. Множество альбомов записано в местной студии SS-Palace. К
лейблу намертво приклеился журналистский ярлык "Лесной фолк от новой странной
Финляндии"
Несмотря на то, что "дыхание Севера" чувствуется в музыке артистов лейбла, их
многое роднит с заокеанскими коллегами. Kemialliset Ystavat ("Химические
друзья") сэмплируют Sun Ra и Vibracathedral Orchestra, используя
при этом мандолины, балалайки и детские инструменты (мода на маленькие
синтезаторы, колокольчики, ксилофончики, дудочки связывает психо-фолк с
индитроникой). Певица Islaja записывается с
Kemialliset Ystavat, при
этом на своих сольных концертах она пользуется тем же карманным сэмплером, что
и Бьорк, играет на расстроенных гитарах и препарирует свой голос а ля
Nico. Хотя порой кажется, что это просто финская школьница решила излить
душу.
Paavoharju, коллектив, состоящий из христиан-аскетов, записывает не только печальные баллады, но и вполне танцевальные номера, которые более всего похожи на русскую дискотеку 80-х - с поправкой на космос. На EP "Laulu Laakson Kukasta" есть трек, явно взятый с кассетной записи концерта в Москве - все шипит, трещит, зал шумит, певец поет. Подобное обычно выкладывают в сеть малолетние панки, но не известные финские экспериментаторы. У них собственное мнение по поводу популярности: "Мы не привлекаем много внимания в родных городах - ведь почти никто не знает о нашем международном успехе или о том, чем занимаемся. Да, одно изменилось - я стал получать большем e-mail'ов, чем раньше, и мы приобрели множество новых отличных связей и концертных предложений: Но на самом деле наша запись не так много и продалась, поскольку мы все еще - бедные и аскетичные христиане-баптисты".
Российский психо-фолк - явление, как всегда, странное. Существуют команды,
копирующие лоу-фай, треск, гитарные переборы - однако никакого корневого фолка
здесь уже не заметишь (в отличии от американцев и финнов). Калька.
Наверное, максимально корректно
идею "народного спиритизма" воплощают
Рада и Терновник и Нагуаль.
Рада - крупная инди-фигура, без
которой не обходится ни одно "статусное" мероприятие, обладательница яркого
узнаваемого вокала, местами переходящего в ультразвук. Ее песни - великолепная
стилизация под "русский народ", но аранжировки достаточно сложны, чтобы
заунывные песнопения можно было слушать с неослабевающим интересом. Минчане
поют на птичьем языке, музыку свою именуют
"психо-фольком", играют как на классических духовых и этнической перкуссии, так
и на забавных струнных, среди которых значится "елкин нос".
Петербургский
проект Голуби и Безумные Кашевары
используют до двух десятков
инструментов (от перкуссии до винтажных синтезаторов), с трудом помещаются на
клубной сцене, к середине композиции могут впасть в полный хаос. Их первым
релизом стал даже не альбом, а сборник видео "Мулла в пустыне".
Другим примером,
при желании, может стать белорусский Князь Мышкин или московское
Общежитие - в наиболее близких к
эмбиенту вещах гитарный гул, духовые или стон колесной лиры служат фоном для многословных
песнопений с истинно славянским "акцентом". Обещанный этой осенью релиз проекта
СБПЧ Оркестра
также, судя по концертам, будет занесен в категорию
"психо-фолка" (если учесть, что музыку к нему мог прислать любой желающий).
Когда композиторы, художественные руководители, а подчас и СМИ обвиняют музыкантов в отсутствии должного внимания к фольклору, хочется им напомнить, что у многих деревьев корни давно уже растут над землей и не питаются одной лишь дождевой водой. Народная музыка - именно та, что звучит и сочиняется сейчас сейчас. Психо-фолк - это еще одна палочка-выручалочка в условиях безыдейности.
1958 – Элвис Пресли был призван на военную службу. Он проходил ее в Германии »»
1974 – Сингл Эрика Клэптона "I Shot the Sheriff" получил золотой статус, достигнув первого места в чартах всего неделей раньше »»
1981 – Впервые за много лет с момента распада своего дуэта Саймон и Гарфункель выступили вместе в ходе концерта в поддержку нью-йоркских парков. Посетителями концерта стали 400,000 человек »»
David MCCALLUM (1933)
Брайан Эпстайн (1934)
David BROMBERG (1945)
TWIGGY (1949)
Daniel LANOIS (1951)
Nile RODGERS (1952)
Lita FORD (1958)
Marshall JEFFERSON (1959)