20 минут до начала концерта. В зале человек 20, разбрелись кто куда. На сцене - инструменты без музыкантов: рояль, саксофон, кларнет и контрабас. Зрители потихоньку прибывали, для них включили фоновую музыку, очень медленный и красивый джаз. Интересно было наблюдать эту картину: как музыка живёт сама по себе, среди человеческой бубнёжки, звучит, несмотря ни на что, возвышается над этим копошением. Торжество музыки - вот, что можно было наблюдать 9 сентября в Культурном центре ДОМ.
К самому началу концерта зрительный зал заполнился, и аплодисменты, которыми встретили героев фри джаза, группу Free Fall, были щедрыми. Саксофонист и кларнетист Кен Вандермарк (Ken Vandermark) и контрабасист Ингебрит Хокер Флатен (Ingebrigt Haker Flaten) в этом году уже выступали в ДОМе, а для пианиста Ховарда Вийка (Havard Wiik) это был первый концерт в России.
Нынешнее выступление оказалось полностью акустическим - без каких бы то ни было микрофонов и усилителей. Зритель был перед музыкой без всяких посредников. Голая музыка, ничего лишнего.
Начали музыканты с композиции "Accidents With Ladders" со второго
альбома "Amsterdam Funk" (2005). Вторым номером стала "E.C." с
третьего и последнего на сегодняшний день альбома "The Point in a Line"
(2007). Дебютный альбом группы "Furnace" (2003) представили композиции
"Hopscotch" и "Half Past Soon".
Слева от зрителей, за чёрным роялем, расположился самый молодой участник
группы, Вийк, похожий на бездельника, который вышел из дома за пивом, а
на сцену попал случайно: рыжая щетина, кепка, футболка, болтающиеся джинсы. Он
- самый спокойный участник коллектива. Порою он смотрел на старания старших
товарищей с хитрой улыбкой. Вийк - душа трио. Когда он вступает в игру, музыка
умнеет и становится более многослойной. В центре расположился Вандермарк, самый
опытный музыкант группы (кстати, совсем скоро, 22 сентября, у него день
рождения, ему исполнится 44 года). Вандермарк - дух трио, мощь его музыки
неудержима, особенно, когда он использует саксофон. В самые неистовые моменты
Вандермарк начинал приподниматься на мысках и опускаться, приподниматься и
опускаться. Это было похоже на разминку перед прыжком. Справа, в обнимку с
контрабасом, играл Хокер Флатен. Это - сердце группы, её пульс, зачастую
рваный, задыхающийся. Иногда он буквально сгребал струны в кулак и бил по ним с
такой силой, что казалось, что даже они, толстенные, сейчас лопнут. В такие
моменты его лысина наливалась кровью, а тень от головки грифа, похожая на
гигантского головастика, отплясывала на стене дикие танцы. Несколько раз из его
рта начинали вырываться резкие сдавленные звуки, специально или нет, но они
вписывались в разогнавшуюся музыку и становились её частью.
Музыканты пробежались по всем своим альбомам, показав зрителям все грани своей
музыки: "Music For Clocks", "291" и "Turn{s}", одна из
самых длинных и загадочных композиций группы. Последняя - это, пожалуй,
квинтэссенция Free Fall, хотя словами её не выразить. Но вот Хокер Флатен
тяжело и печально точит смычок о струны, вот прозрачный минимализм, в котором
Вийк капает звуками, потом взрыв, вспышка, самозабвенное соло Вандермарка,
музыка постоянно меняется, развивается, рождает новые образы в голове и главное
- не теряет энергетики. На альбоме "Turn{s}" звучит интеллигентнее, на
концерте - необычнее и сильнее. Это как с вещами. Если одну из нескольких
одинаковых вещей, сделанных на конвейере, надломить, то она станет отличаться
от остальных, станет индивидуальной. То же самое и со слегка надломленными
концертными вариантами одних и тех же песен - меняясь в результате
импровизаций, они становятся не похожими друг на друга.
Как выяснилось, этой музыкой трудно насытиться, слишком уж она нестандартная,
слишком уж интересно в неё вслушиваться, нащупывать нюансы. В итоге двух
отделений, по 40 минут каждое, мало. Двух бисов, по 4 и 3 минуты
соответственно, тоже мало.
Зрители шумно аплодируют, требуя один бис за другим. Вандермарк отзывается на тёплый приём. Выходя на бис во второй раз, он произносит только одну фразу: "I'm speechless" ("У меня нет слов"). На этой последней композиции в раж входит Хокер Флатен. Он прижимает к себе контрабас, как борец прижимает противника, и начинает орудовать смычком, словно штыком. Раз, два, три - и волосы смычка превращаются в лохмотья. Вийк и Вандермарк поддерживают эту агонию. Под конец они наигрывают что-то совсем сумасбродное.
После второго биса зрители встают со своих мест и аплодируют стоя, а организаторы сообщают, что музыкантам на следующий день выступать в Осло и поэтому на этом всё. После такого концерта выходишь на улицу под дождь и идёшь, совсем не чувствуя дождя.
1966 – Родился Кристоф Шнайдер aka Doom, барабанщик группы Rammstein. Не смотря на суровое прозвище, Шнайдер слушает всё, что кажется ему интересным на данный момент, например Coldplay или Мадонну »»
Joe TAYLOR (1921)
Kit LAMBERT (1935)
Carla BLEY (1936)
Eric BURDON (1941)
Susan STENGER (1955)