IRON MAIDEN  Made in Iron: два взгляда на один концерт

Перед вами - два отчета с концерта Iron Maiden. Один из них написан профессиональным журналистом, второй - старым фанатом группы. Нам показалось интересным дать две точки зрения на это шоу, ведь всегда здорово рассматривать одно и то же событие "извне" и "изнутри".

Перед вами - два отчета с концерта Iron Maiden. Один из них написан профессиональным журналистом, второй - старым фанатом группы. Нам показалось интересным дать две точки зрения на это шоу, ведь всегда здорово рассматривать одно и то же событие "извне" и "изнутри". Однако вместе два таких разных по характеру репортажа дают ответ на основной вопрос - что для нас главное в творчестве хеви-героев.

Оговоримся сразу - никаким фанатом хэви-металл я не являюсь и никогда не являлся. При этом с большим удовольствием слушаю многое из того, что сделано в этом жанре, а к ВИА Judas Priest (особенно к их альбомам до Turbo 1987 года включительно), несмотря на лично-ориентальные метания вокалиста Роба Хелфорда (Rob Helford), отношусь с большим уважением. Металлом я интересовался в возрасте 15-ти лет, хотя любовь к этому жанру в те годы была сопряжена с массой трудностей - от вполне банального информационного вакуума до проблем с люберецким быдлом, сражающимся за чистоту рядов советской молодежи, ментами (тем же люберами< но в форме) и учителями, напуганными идиотскими статьями о подрывающей уставы социалистического государства музыке. Впрочем, учителя были по-своему правы. Металл, несмотря на всю свою кажущуюся агрессию и примтивизм,- музыка очень энергичная, драйвовая и свободная, ну а эпатажный имидж..? А какой, простие, рок-н-ролл без эпатажа?
Iron Maiden я услышал году в 1986 на кассете своего пионервожатого Юры Котляра. Между нашими окнами лежал двор на Нижней Масловке и огромная пропасть в четыре года, которая для этих лет была столь значительна, что обмениваться музыкальными новинками Юра предпочитал не в школе, а дома или в этом самом дворе. На кассете Denon C-90 на одной стороне был записан альбом Van Halen 1984, на другой Iron Maiden - то ли Number Of The Beast, то ли Piece Of Mind. От Юры незадолго до этого я получил на прослушивание мой и поныне самый любимый хард-роковый концертник Deep Purple Made in Japan и Led Zeppelin IV. Прочий металлопрокат поступал из самого "тяжелого" района Москвы - Медведково, от моего любимого друга детства Лехи Ромма. В Медведково в ходу были катушки (бобины), и с них слушались Running Wild, Kreator, Voivod, Death Voimith, W.A.S.P., ACCEPT и даже Motorhead и AC/DC, но новую волну британского хэви металл плюс каких-нибудь Motley Crue там не очень признавали. NWOBHM и ее флагманы в том числе "мейден" и "прист" была очень уважаемы, но считались немного легковесными, этаким "пройденным этапом". В Медведково же за безумные деньги можно было купить относительно свежие номера журнала Metal Hammer в целом или раздербаненном на постеры виде. Сделка такая имела смысл, поскольку с каждого фото можно было, пересняв, сделать много копий, продав которые, нажить 5-6 рублей. Капитала мне сколотить не удалось, поскольку все деньги тут же уходили на новые пластинки и кассеты.
Записей металла у меня почти не было - разве что отменный альбом Defenders Of The Faith (на красной Sony) все тех же Judas Priest, да пара дисков чудесной диско-группы KISS (на красной AGFA). В фаворе неизменно были The Beatles, а из новых - The Police, Depeche Mode, The Clash, вся новая волна с панком, плюс, вы уж, извините, русский рок. В советском металле всерьез можно было говорить о Шахе (имевшем успех в даже в Европе), Черном Обелиске( с очень харизматичным и техничным лидером Толиком Крупновым) и Э.С.Т. - отличном русскоязычном аналоге Motorhead. Тяжелая музыка занимала меня в контексте энергетической подпитки от AC/DC, а позже, уже в настоящем новаторском ключе,- благодаря альтернативщикам типа Генри Роллинза (хотя к панку он все-таки ближе), Biohazard, Ministry, NIN, Мерилину Мэнсону.
Но одна своя кассета Iron Maiden у меня-таки была - их знаменитый концертник Live After Death (синяя Sony), на котором имелась концертная версия самой выдающейся, на мой взгляд, песни в жанре "хэви" Trooper. В клипе на нее было все "как надо": конники с "Юнинон Джэком", перехватывающие друг у друга знамя, виды битвы и сами "мейден" исполняющие все это безумно экспрессивно и мощно. Собственно, ради этой вещи я и записал себе весь альбом и даже пару раз послушал.
Узнав, что Iron Maiden вновь направляют свою возудшную и наземную армии в сторону столицы нашей Родины, я не то чтобы обрадовался, но немного раправил плечи. К тому же, опять-таки совершенно случайно, будучи в гостях у приятеля, краем глаза посмотрел "мейденовский" онцерт в Рио, и ничего - не затошнило.

В день выступления Maiden в России, непосредственно перед концертом, разверзлись хляби небесные и полило как из ведра. Перепрыгивая через лужи и держа путь в сторону "Олимпийского", я уже несколько раз пожалел об это откровенной авантюре. Понимаю,что по доброй российской традиции концерт ни за что не начнется вовремя, явился в полуторачасовым опозданием и был прав.
В зал я вошел ровно в начале речи Черчилля, призывающей бить фашистских гадов, после чего в наступление рванули герои вечера, начав с места в карьер, с "Aces High". Надо сказать, "Олимпийский", вставший на дыбы на первой же песне, до конца гуляния на купленные места не садился. Я и представить себе не мог, что у нас ТАКОЕ количество фанатов этой команды. Перестав удивляться восторгам 17-ти летних подростков и нимф в майках героев вечера, я вовсю любовался на несколько семей в соствае папа-мама-ребенок, одетых по самому строгому "мейденовскому" дресс-коду. Звук, в начале оставлявший желать лучшего, был быстро приведен в норму. Iron Maiden в этом туре выступает в мощнейшем составе. Барабаны Нико МакБрайена, установленные у входа в сценическую гробницу фараона, грохочут так, как не работает ни одна "кухня" мира, гитарист Яник Герс размахивает своей гитарой, при этом умудряясь четко попадать везде, где надо. Басист Стив Харрис - бессменный лидер коллектива и главный поэт-песенник выглядит самым потерпанным, но при этом пальцы по грифу бегают -дай Бог каждому. Но два главных маяка Maiden - все-таки вокалист Брюс Дикинсон и гитарист Адриан Смит! Без них немыслим Iron Maiden, оба уходили и возвращались и мастерство обоих - торговая марка NWOBHM. Дикинсон гнал между песнями свои телеги, музыканты улыбались (порой даже в моменты самых вирутозных шоу), а на сцене разыгрывался целый спектакль с декорациями. Здесь были светящие глазками коты, и гиганские факелы, и дым, и некий рогатый персонаж, покачивающий рогами - явно недобрый, чужой, из древнеегипетской мифологии.
Кстати, задник сцены был заточен именно под "египетскую" пластинку Powerslave.
Признаться, я планировал, послушав The Trooper, поставить галочку в списке и валить, но что-то и в правду не давало мне уйти. Энергия, настоящая шквальная, закладывающая уши и воскрешающая в памяти давно забытые хиты. А их в обойме Iron Maiden более чем достаточно. Музыкантам по пятьдесят и больше, но 30 лет на сцене, видимо позволяют держать публику на протяжении всех 16-ти песен в состояни близкому к трансу. И так полгода нынешнего тура, пусть и в окружении почти 200 человек, которые на одной из песен вываливают на сцену. Дикинсон - выдающийся вокалист. То и дело вызывая дух тура 23-х летней давности "Live After Death", он то обряжается в военный камзол, то накидывает на себя какие-то лохмотья, то появляется в страшноватой маскарадной маске, при этом ведя себя как заправский зажигальщик - "В России всё есть. У вас нет только одного - альбатросов! Понимаете, о чем я? Альбатрос, понимаете? Как по-русски "альбатрос"? Альбатроски?". В сет-листе концерта есть приятные мне ожиданности. Так, например "Revelations", "Heaven Can Wait", "Moonchild", "The Clairvoyant", "Fear Of The Dark" исполняются редко, и Москва это явно оценила.
Ну, и конечно все ждали Эдди - неизменного участинка Iron Maiden, существо дикое, но симпатичное и он появился. В самом финале огромная кукла, убранная в бинты, воспарила на сценой. Эдди, преображенный в древнеегипетскую мумию, улыбался, покачивал ручонками и был явно одни из самых желанных гостей. Чуть позже он, точнее его брат-близнец 5-ти метрового роста (один в один только игрушечный живет здесь), шлялся уже по сцене с пистолетом и горящими глазами, мрачно дое@ываясь до музыкантов. Видимо, обидевшись на недостаток внимания, он свалил окончательно. Я же дослушал концерт до конца, то есть до последней песни.
И тут я понял, что держало меня в зале. Это был драйв, тот самый настоящий рок-н-ролльный драйв, который не делим на стили и жанры, который либо есть, либо его нет. Iron Maiden владеют силой энергии, а именовать ее хэви-метал или исследовать, к какой волне он принадлежит, - дело наблагодарное. Они просто играют рок-н-ролл! С заложенными ушами мы вышли из "Олимпийского". Пригнанные для наведения порядка омоновцы смотрели на нас недоуменно и кажется немного завистливо.
"Девушка, - неожиданно обратился к идущей рядом со мной симпатичной барышне (естественно, в майке Iron Maiden) омоновец с сержантскими погонами, - А они Run To The Hills пели?". Девушка утвердительно кивнула и парень, улыбнувшись поднял вверх большой палец.

Алексей ПЕВЧЕВ

Сказать, что этого концерта ждали давно,- значит ничего не сказать. 93-ий год, другая страна, другие люди. Я не расчитывал, что Iron Maiden доедут до нас и в этот раз. Думал, что придется ехать на их концерт в другую страну. Но вдруг... К согласованому туру Железной Девы добавляется ещё одна дата - 19 августа, Москва!
Рыдают все!

Плохо, когда такой концерт проходит посреди рабочей недели: нет возможности начать артподготовку к шоу ещё с утра и попасть домой с рассветом. На Белорусской в пасть заливается "сидор" и 2 остановки to Midnight. Орды металлистов оккупировали ВСЕ доступное пространство. Шныряют радостные менты, взымая дань с любителей пива. По какому принципу берут деньги - неясно, ведь с пивом пришли буквально все. В Олимпийский ведут 4 очереди: 3 одинаковых и одна для true, по длине - примерно как 3 другие вместе взятые. Я встаю в простую, из скромности. Мы довольно быстро движемся и проходим на территорию, где 2 палатки продают совковую атрибутику, которую можно встретить даже в Ашане. Направляюсь к сектору 4. Удивительно, но я, видимо, настолько напоминаю голубя мира, что менты на концертах с некоторых пор перестали меня обыскивать.
То есть вообще.

Внутри все толпятся у палаток с майками. Майка с московским концертом - 1200 р. Говорили, что косарь будет. Пофиг, такое бывает раз в жизни! Материал, правда, поганый - следующие 10 лет в такой не проходишь.

Мое место расположено достаточно близко от сцены, что позволяет хорошо видеть музыкантов, но достаточно далеко, чтобы их увидела камера мобилы. Народу много: меня окружают самые разные люди - молодые, старые, с детьми. Первой выступает дочка Харриса - Лорин (Laureen Harris). Начали рубить 7:02, что подкупает точностью. Это когда у нас в России начало концерта совпадает с обещанным? МТВ-рок льется со сцены. В целом ничего так группа, хорошо играют, кривляются на сцене, но, увы, музыка - совершенно одинаковая.
Металлисты не стали бычиться и с энтузиазмом оценили сет девчушки. Техники укатывают комбы, производят последние настройки, и вот в 8 с хвостиком....

Doctor-Doctor группы UFO звучит в качестве интро, а затем в сопровождении инструментальной пьесы основателя Iron Maiden Стива Харриса "Transylvania" на огромном экране показывают кадры, сделанные в течение турне: знаменитый самолет, участники группы, таможня просит автограф, вскинутые руки... Группа прилетает - фэны всех национальностей впадают в коллективное безумие. А вот и Черчилль вещает из динамиков, и на том же экране появляются кадры самолетов, карт...

Aces High!!! Рядом со мной колбасятся мужики, издающие звуки, несовместимые с человеческим обликом. Это визг, вой, рев. Вся палитра джунглей. И таких мужиков - ползала. Молодые не могут так. Для них Мейден - это просто группа, в то время как для мужиков - это ГРУППА. Те, кого ждали! Рубилово не утихает!
Рассматриваю сцену: оформление в духе альбома Powerslave - картины, саркофаги с мумиями, статуи. Постоянно меняются огромные полотна, висящие за сценой: обложки альбомов сменяются обложками синглов.
Начинается "The Trooper", и Брюс Дикинсон бегает по сцене с британскими флагами и в красном камзоле солдата 19-го века. На "заднике" та самая картинка, которая столько лет назад начала манить меня в царство Железной Девы.
Во время исполнения "The Number of The Beast" из под пола возникает фигура дьявольского козла, которые всю песню вертит головой и светит глазами. В середине песни - отличное гитарное соло.
А на Rime of the Ancient Mariner сцена преобразуется в палубу корабля, сверху свисают канаты и рваные паруса... Потрясающее шоу! С прекрасными соло-вставками звучит "Can I Play With Madness". - Не выдерживаю накала эмоций и иду в холл - прийти в себя.

Возвращаюсь уже на Powerslave. Брюс поёт в какой-то безумной ритуальной маске. Во время какой песни на сцену выскакивает вся шайка-лейка Мейденов: дети, жены, друзья и моряк с причудливой трубкой и беретом с помпоном. Они хором поют и снимают публику на портативные камеры. Я не понимаю уже, это Heaven Can Wait? Где я? Кто я?

Run to the Hills До свидания, мозги! Какая разница что было до, что будет после? Здесь Maiden! Здесь ЭТИ песни. Здесь взрослые люди превратились уже в стадо безумных животных, и я в том числе. Да, я с ними! Да, я с теми, чьи глаза горят огнём. Мне плевать на всех умников и лохов мира. ВОТ ОНА - ЖИЗНЬ!

3 песни пролетели как один миг. Брюс играет с залом, ему отвечают крики-вполи-волны-козы!
Перерыв, предваряющий выход на бис, дает нам немного отдышаться. "Moonchild!" Отличное шоу! Над сценой висит мумия и машет руками, по самой сцене ходит 4-х метровый Эдди-Киборг с Somewhere и задирает музыкантов. Целится из пистолета и делает свободной рукой мастурбативные движения. Отлично!
Hallowed Be Thy Name на прощание и .... всё...

Встречаю моих друзей. "А теперь - бу-хааааать!" Мы вместе двигаемся в сторону Сухаревской. Всюду металлисты, и мы дружно берем пиво. Да, это было круто! Это боги! Это наша жизнь. Доходим до Охотного ряда. У гостиницы встречаем фанов, которые ждут группу. "Брюкинсону привет!" - и валим дальше по Красной площади. Кто-то пристраивается поссать в телефонную будку: "Нам все можно! Это металл! Это НАШ день!"
Друзьям надо спешить: общага закроется в час ночи. Отстой. Пока! - Я тоже направляюсь домой.

Такого не было и наверное уже не будет. Это что-то! Лучшее шоу, лучший концерт моей жизни!

Егор МИРОНОВ

22.08.2008, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

IRON MAIDEN - свежие публикации:

IRON MAIDEN

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...

Подробности из жизни:

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…

Далее... →