13 августа: трагический электроклэш, приходи к нам, Тетя Лошадь, культур-мультур и тонкое искусство маркшейдеров.
Долгие годы, проведенные на фестивале Sziget, приучили нас к неспешной вдумчивости при поглощении музыкального и развлекательного контента: никому не удастся увидеть и услышать все, что предлагает Остров на своих 53 объектах, а значит, перед началом фестиваля мы садимся, раскладываем на коленях карту выступлений и намечаем план захвата территории. Как и в прошлые годы, Сигет трансформируется и старается оптимизировать пространство и предлагаемые на нем увеселения, радуя народ все более изощренными аттракционами. Уже в первый день пребывания на фесте мы отметили несколько приятных нововведений:
- "Тяжелая" сцена Hammerworldstage переехала поближе к Main Stage, так что теперь
от Apocalyptica до Sex Pistols - рукой подать;
- На месте супермаркета открылась сцена А38, представляющая творчество
восточноевропейских групп. А супермаркет переехал на подступы к острову;
- Театральная поляна приютила въетнамский кукольный театр на воде, и теперь на
острове можно встретить людей в конусообразных тростниковых шляпах;
- По всему острову открылись павильоны тайского массажа;
- Часовня, в которой все желающие могут сочетаться браком за пять минут,
переехала ближе к павильону Luminarium. На что они намекают, интересно?
Вдоволь нагулявшись, двигаемся к Главной сцене. Здесь уже играют модные томные
электропоп-красавцы MGMT. Собираясь на их концерт, не забудьте устроить
себе в
жизни небольшую трагедию или как минимум катастрофу.
Тогда репертуар Эндрю ВанВингардена (Andrew VanWyngarden) и Бена
Голдвассера (Ben Goldwasser) будет вам особенно близок: из динамиков
раздается депрессивный
электоклэш с потусторонними шумами.
Самая большая
проблема подобных групп - им банально нечего показать на сцене. Они еще не
могут считаться диджеями (и, следовательно, им не полагаются go-go girls), но и
концертной группой уже тоже считаться не могут. Музыканты неспешно передвигаются,
колдуют над техникой, переговариваются, а публика в это время лениво их
освистывает. Даже девочки-фанатки попритихли. Танцевальные
композиции "Weekend Wars" и "Time To Pretend" перерастают в томительные
соло-партии, становящиеся все более невнятными шумы и бурление, парочка лидеров
надевает странные
псевдохипповские раскрашенные наряды, машет в воздухе руками, врубает
засэмплированный рокот и уходит.
Вопреки традиции, в этом году мы не "болели" на World stage за группировку
Ленинград - за два года команда приобрела на острове внушительную
интернациональную армию поклонников, а мы решаем поддержать "новичков".
Буйство, веселье и пение матом, разгрызание Стасом Барецким пивных банок
и всеобщее дикое братание стали одной из островных легенд.
Еще одна легенда - что на Сигете пожно получить "путевку в жизнь" у больших лейблов. И это правда: здесь действительно часто случаются прорывы в Большой Шоу-бизнес. Поэтому и звезды категории "А" не гнушаются показывать здесь свои новые работы.
Аланис Моррисетт (Alanis
Morissette) презентовала на Сигете свежайший альбом "Flavors Of
Entanglement". В этом году канадская дива взялась за старое: ее работа
заимствует многие мотивы из конца 90-х, когда обязательной частью программы
были мрачные композиции о личной жизни. Аланис вообще способна превратить в
драму что угодно - даже кавер-версию на "My Hump".
Однако в программе фестиваля новые песни
занимают лишь вступительную часть сета, после чего Аланис уверенно
движется к ожидаемым "Hand In My Pocket" и "Ironic". Структура
композиций подбирается с упором на открыто пространство: меньше баллад, больше
песен в духе "лирический куплет - тяжелая ревущая кода на гитаре -
снова лиричекий куплет". Однако во всех этих вещах отчетливо не хватает динамики,
и тетя с умным лошадиным лицом получает от зала поддержку, которая явно
непропорциональна ее усилиям.
Зато горячи и прекрасны британцы The Kooks. И дело даже не в том, что
они красивы и юны - а в том, что их музыка, будучи бесконечно традиционной,
питается 60-ми и проникнута безмятежным битловским пофигизмом. Они умудрились
сделать еще легче даже милую песенку Лили Аллен "Naive". К примеру,
зацените их новый сингл "Shine On" :
незатейливо, но очень солнечно и крепко сыграно. И, конечно же, вы слышали их
знаменитую "Ooh La" - а на Сигете ее можно услышать в исполнении
десятков тысяч человек.
Знаете, что изображено на фотографии справа? Не песочница и не избушка на
курьих ножках, а коктейль-бар. Именно здесь за смешные деньги можно испробовать
настоящий Ведеренный Коктейль (коктейль объемом с детское ведерко). Рецепт
хорошего вечера: берете ведро, втыкаете в него коктейльные трубочки метровой
длины и заваливаетесь с ним на какую-нибудь сцену погорячее.
Выбор редакции - сцена А38 и наши ребята
Marksheider Kunst. И ребята не подвели!.. Удивительным орбразом они
заполнили на добрых две трети совершенно новую сцену, что для новичков
фестиваля - подвиг. И не побоялись при этом показать добрую половину новых
вещей - компот из любимых мелодий "Кин-дза-дза" и "Ямайка" с русскоязычными
песнями получился ярчайший! Это как раз та разновидность ска и ска-панка,
которая безошибочно действует на танцевальные способности масс. Публика пляшет
и прыгает, как подорванная. Лидер группы
Сергей "Ефр" Ефременко, тронутый теплым приемом, не устает повторять:
"Спасибо, ребяты!" И вам спасибо.
Но дальше на сцену выходит тяжелая
артиллерия - уже знакомые нам по
выступлению на фестивале EXIT сербы-экспаты из Сиэтла Kultur Shock.
Признаюсь, перед концертом я развела среди друзей жесткую агитацию, убеждая их
прийти и полюбоваться на это чудо природы. Но меня смущало то, что впервые я
видела их на "своей" территории - в Сербии Джино и компанию беззаветно
обожают. Однако выяснилось, что и островная публика пребывает в полном восторге
от них. Подождите годик - скоро вы будете именовать Manu Chao
"предвестник великих Kultur Shock", и это не будет звучать натяжкой, потому что
Ману Чао и ему подобные играют страшно однотипную, штампованную музыку, а у
балканцев репертуар бесконечно интересен и разнообразен. На тяжелой "подложке" одинаково хорошо смотрятся и народные плясовые, и песни про ганджубас.
14 августа: бороды и дудки, гитарный рок под копирку, а валеночки на почте с***дили.
Четверг на Главной сцене традиционно беден
с точки зрения дневной программы, так что мы получаем возможность побродить по
острову и поглазеть на новые имена.
На
подступах к World-сцене отчетливо слышны балканские мотивы, однако никаким
Гораном Бреговичем сегодня и не пахло. Брутальные финны Alamaailman Vasarat
смешивали самые разные жанры - балканщину, танго, клезмер, финские народные
мелодии, панк-рок - приправляли двумя мощными виолончелями, напоминающими
Apocalyptica, духовой секцией из тромбона и саксофона, получая на выходе эдакий
этно-панк, обходящийся практически без слов.
Далее на этно-сцене появилась Рокиа Таори (Rokia Traore) из Мали: классическая world-певица, использующая не только западно-африканские народные мелодии, но и тяжелый блюз с различными орнаментами. Помимо прочего, Рокиа демонстрирует на сцене приемы капоэйры.
Kaiser Chiefs заступают на главную сцену, и после трех неотличимых друг
от друга вещей выдают хит, по которому их, собственно, и знают: "Ruby". Для группы было
бы логичнее приберечь его напоследок, поскольку на этом интерес к ее
однообразному рубилову у нас иссякает. Для разнообразия послушайте, к
примеру, "I Predict A Riot" и попробуйте ответить для себя на вопрос
"зачем американская шоу-индустрия генерит такое количество групп, ели можно
было бы создать одну и отдать ей на откуп весь этот скучный позитивный гитарный рок".
Неприятная особенность Сигета - два хороших концерта могут проходить
одновременно, и приходится кидать монетку, чтобы выяснить, на что мы сегодня
идем: на Jamiroquai или Iced Earth. Побеждает персонаж с рогами.
Точнее, в шапочке. Джей Кей (Jay Kay) не снимает ее на протяжении всего
концерта, хотя пот льет с него градом уже во время исполнения первой
композиции, предваряемой зверским барабанно-басовым соло.
По итогам первых дней концерт Jamiroquai - лучшее шоу основной программы
Сигета; невзирая на небольшие огрехи со звуком, который выровнялся и стал
различим лишь ко второй
части концерта,
группа заслуженно пользовалась теплейшей поддержкой публики. Джей Кей плясал без
остановки на протяжении всего сета, хиты сыпались, как из рога изобилия:
"Travelling Without Moving", "Alright", "Deeper Underground", "Cosmic
Girl" прошли
на ура, игрались в двух-трех разных темпоритмах и ключах, и каждая была минимум
в полтора-два раза длиннее, чем в альбомной версии. Пожалуй, звук был чуть
суховат, но это можно списать на оператора.
На экране, тем временем, вели забавную игру
операторы: они смешали в один видеоряд куски клипов и трансляцию со сцены. А
иногда камера "выхватывала" из толпы какого-нибудь зрителя, который наиболее
самозабвенно и весело плясал. Под всеобщий хохот Джей спускался в толпу,
вытаскивал на сцену сексапильную блондинку и обнимался с бэк-вокалистками. И
пусть Джей Кей утверждает, что все это ему надоело - но
нельзя не признать, что этот фанкстер делает великолепное, мощное шоу, и на
протяжении полутора часов он не выдохся и не стал звучать хуже.
А потом мы уселись в винном павильоне Hilltop отмечать день Рожденья Нади Лебедевой, чьи фото украшают этот репортаж. Продолжение следует...
1979 – Родилась Пинк (настоящее имя Алиша Мур) »»
2009 – На концерте Black Eyed Peas был зарегистрирован и занесён в Книгу рекордов Гиннесса самый массовый флешмоб, организованный зрителями; в нём приняли участие около 21 000 человек »»
Patsy CLINE (1932)
Marion BROWN (1935)
Jose FELICIANO (1945)
David STEELE (1960)
Данила СМИРНОВ (1975)
Кирилл БЕЛЯЕВ (1976)
PINK (1979)
Alecia MOORE (1979)