Не лучшие годы настали для пост-рока. Этот печальный процесс шел долго и
достаточно незаметно, и хоть с одной стороны, нет ни одного явления, про
которое не кричали бы, что оно "уже не то", есть все же и неумолимая сила
очевидного. Проблема в том, что своей новизной стиль уже никого не привлекает,
конкуренция на этом перепаханном поле слишком высока, да и идей-то новых кот наплакал.
По большому счету, то направление музыки, которое задумывалось как ответ на
чрезмерное привлечение внешней атрибутики, ответ сугубо музыкальный - ныне
вырождается в нечто, до боли и скрежета зубовного напоминающее прог-рок 70х.
Тот же акцент на форме в ущерб содержанию (в случае его присутствия - настолько
бредового, что лучше бы его и не было), та же музыка способная пронять только
подготовленного (читай - редкого) слушателя, и ошеломляющая популяризация
стиля, и популярность эта, увы, довольно маргинального толка.
Все это конечно так и тезисы эти далеко не новы, но как говорилось в одном
старом фильме - 'есть предложение, от которого невозможно отказаться'. Таким
несколько неожиданным презентом фортуны и видится концерт главной исландской
группы последнего десятилетия - Sigur Ros, синонима теплой грусти,
смешанной с надеждой, ажурного симфонического рока, сплетенного с самыми малыми
музыкальными формами. Когда-то их альбомы были настоящим открытием для
просвещенных меломанов, живоносным источником небесной красоты, прозрачной
отдушиной среди шума и гама коллапсирующих девяностых.
Секрет исландцев
прост и неуловим - многоминутные инструментальные пьесы, где великое
соседствует с малым, словно в картинах Тарковского, где даже за медлительной
киносъемкой природы проглядывает нешуточный саспенс и напряжение, певучие
глоссалаллии на выдуманном языке, космический простор и капельки росы на
сладкой луговой травинке. Тогда хотелось верить, что все жанровые дефиниции по
отношению к Sigur Ros неуместны, и в лучшем случае они уловили неведомый доныне
дух настоящего фольклора сказочной эльфийской стороны, в худшем - просто
постигли изящное искусство доводить слушателя до обморока степенной гитарной
дрожью. Восторженному слушателю Sigur Ros всегда представлялись своеобразными
божествами - и надо сказать, что образ этот у них вышел на удивление светлым и
добрым, в отличие от таких смертных и метущихся чернобогов как God Speed!
You Black Emperor и Slint. Смогли уклониться наши герои и от
очевидных провалов - в прокаженном налете нью-эйджа их обвинить нельзя, да и
даже такое всемогущее слово как скука, отступало перед щемящей красотой и
природным уютом их музыки. Может быть порой Sigur Ros и грешили занудством и
самолюбованием, но ведь так сложно не быть нарциссом с такими-то
возможностями.
Недавно Sigur Ros выпустили новый альбом Með
suð í eyrum við spilum endalaust, и довольно-таки
непредсказуемо решились на коренные перемены для жанра, блюдущего каждую букву
своего неписанного закона. Отныне композиции стали чуть ли не вдвое короче,
музыканты стали заигрывать с фолком, причем в не собственной экстатической
трактовке, а в черноземном понимании Animal Collective, запели на
английском (какое потрясение устоев!)...но хуже не стали.
Столь возвышенный тон объясняется не только духоподъемным характером музыки
Sigur Ros, но и тем, что их московский концерт, по сути станет финальным
аккордом в пост-роковой эпопее этого года - моментом катарсиса не столько в
отношении каких-то внутренних переживаний, но в плане всего пост-рока вообще -
эпизодом, позволяющим выносить суждения о будущем стиля на самом высоком
уровне. Как говорится, там увидим - если, конечно, в вас хватает
бесчувственности, чтобы думать о чем-то стороннем, когда сердце замирает в
ожидании чуда c первыми же нотами Hoppipola
.
Sigur Ros
Санкт-Петербург
26 августа
ДК Ленсовета
Москва
Клуб Б1-Maximum
27 августа
20.00
Дата образования:
1 января 1994
2002 – Погиб Артур Пилявин («Квартал») »»
Conte CANDOLI (1927)
Van CLIBURN (1934)
Big John PATTON (1935)
Steve YOUNG (1942)
Валерий КИПЕЛОВ (1958)
DJ PIERRE (1965)
John PETRUCCI (1967)
Sharon DEN ADEL (1974)
Gareth GATES (1984)