Музыкальная программа книжного фестиваля в ЦДХ всегда представляла интерес для гурманов. Чужие здесь не ходят, несмотря на очень демократичную цену за вход. А.К. Троицкому удалось главное - заслужить абсолютное доверие определенной части публики. Основная масса людей ни разу не слышала о большинстве артистов, чьи выступления они должны посмотреть, и все же - идут. А ведь ясно совершенно, что ждет их самый что ни на есть андеграунд. Это всегда риск - велик шанс попасть не на "свое". С другой стороны, можно случайно найти жемчужину, обнаружить которую больше нигде было нельзя.
В первый день на открытой площадке было
устроено нечто вроде пивных посиделок с
анекдотами под аккордеон - пел известный чешский диссидент Вацлав Кубек
(Vaclav Koubek). Кроме того, что он поет и играет, он еще заведует
театральной студией, где ставят спектакли для детей. Вацлав похож немного на
южного гостя столицы - смуглый, с щетиной, в рубахе с расстегнутым воротом,
пытается говорить по-русски, но получается с трудом.
Звуки.Ru - Вацлав, ну как вам атмосфера мероприятия?
Вацлав - В четвертый раз играю в Москве. В первый раз приезжал двадцать
лет назад, во второй - десять лет назад, третий... уже не помню. Жалко, что не
смог привезти сюда всю группу - обычно со мной играет еще пять человек. Сегодня
я буду выступать только с саксофонистом. Но все равно я очень, очень рад.
Звуки.Ru - Вообще, двадцать лет назад
наше политическое пространство
было несколько иным. Раньше вы считались диссидентом. О чем вы поете сейчас?
Вацлав - Темы, в общем, не изменились. Понимаете, я поэт. Какая бы ни
была система, сущность моя все та же.
Звуки.Ru - А молодые чехи понимают, о чем ваши старые песни? Их же
прочувствовать надо.
Вацлав - Понимают, да. На мои концерты приходит три поколения людей -
мои ровесники, ровесники моих родителей и ровесники моих детей.
Звуки.Ru - У вас такие песни, под
которые хорошо посмеяться, попеть
вместе, попить пивка, закусить. На каких площадках и для кого вы выступаете в Чехии?
Вацлав - В Чехии в небольшой деревушке у меня есть собственный клуб, где
я выступаю каждые выходные. А недалеко от этого клуба есть детский театр, где
я ставлю спектакли. Драматургия сейчас - моя главная страсть.
Звуки.Ru - А какие постановки вы осуществляете? (Вацлав достает
программку на чешском - прим.) О, вот вижу тут что-то про Робинзона.
Вацлав - Я люблю старые сказки, я сам на них вырос. Тут много чего, но
все это сказки или истории для детей со всего мира.
Звуки.Ru - Возвращаясь к песням, насколько сложно вам выступать перед
иностранной аудиторией, если учитывать то, что тексты вы пишете на родном языке?
Вацлав - Да, это проблема, хотя в чем-то наши языки похожи. Думаю, что
русская публика больше раскрывается на гармонь - это ведь популярный инструмент
в России. А саксофон еще добавит душевности. Этот союз аккордеона и саксофона
чем-то напоминает супружеский.
Звуки.Ru - Еще между песнями вы рассказываете смешные истории, это тоже,
наверное, помогает?
Вацлав - Конечно, а как же. Веселье всегда в почете!
А тем временем в концертом зале, в темноте и за ноутбуком колдовала Анти Грейе (Antye Greie). Эта сдержанная немка всем музыкам предпочитает ритмичный нойз, а всем вокализам - чтение текстов на полутонах. Со стороны кажется, что она не творчеством занимается, а составляет формулы из слов и нот. Эдакая портативная лаборатория с одним заведующим во главе. Кроме того, что Грейе выступает сольно, она также отвечает за звук формаций AGF, The Dolls и Laub.
Звуки.Ru - Анти, ноутбук - ваш
единственный инструмент. Есть музыканты,
которые считают, что душу раскрыть можно только через живой инструмент. Вы бы с
этим согласились?
Анти - Мои инструменты, на самом деле, голос и софт, а не ноутбук. Сам
по себе компьютер инструментом быть не может. Мне важно сочетать механический
звук с голосом. Вот это сочетание делает музыку живой. Вообще, трудно объяснить
в двух словах. Вот гитаристы играют на электрических гитарах, песни
обрабатывают в студиях, но это не делает их менее одухотворенными или более
искусственными. Инструмент не так важен, важен исполнитель. Я выбрала
компьютер из-за того, что он дает мне массу возможностей - я могу подобрать
любой звук. Я могу играть на гитаре, на фортепиано, но когда я открыла для себя
сэмплер, я поняла, что это мое. Он дает мне свободу, я могу выразить себя так,
как хочу только я, и ни от кого при этом не зависеть. Смею надеяться, что в
моей музыке есть душа (смеется).
Звуки.Ru - Кем вы себя назовете - продюсером или музыкантом?
Анти - Прежде всего, вокалисткой и поэтом.
Звуки.Ru - У Вас плотный гастрольный график. Кто приходит на ваши сеты?
Как ни крути, Ваша музыка не так проста для восприятия.
Анти - Очень разные люди. Я не так часто играю. В клубах, чаще выступаю
в аудиторных или театральных залах, вот как здесь. В следующем месяце я буду
играть в огромном торговом центре. Это первый подобный опыт для меня, и мне
очень интересно, что из этого выйдет.
Звуки.Ru - Вы можете представить себя на месте Chemical Brothers,
к примеру, выступающей перед огромной танцующей толпой на стадионе?
Анти - Не думаю. Мне не очень нравится музыка, под которую люди танцуют
и веселятся. И не очень люблю большие толпы народа, поэтому не хожу на крупные
мероприятия. Я могу понять артистов, которые обожают выступать на огромных
концертах, когда огромное количество народа сходит с ума. Но мне это не
так интересно. Да и не думаю, что огромное количество людей захочет послушать ту
музыку, которую я исполняю.
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)