Известие о том, что в Москву приедут Groove Armada, среднестатистический и даже слегка продвинутый потребитель музыкальной продукции воспринимает с недоумением и прохладцей: ему, гордому обладателю сборника лаунж-ремиксов на ABBA, это название может ничего не сказать. Лицо его, конечно, изменится, когда он наконец поймет, что это те самые люди, которые сочинили "Superstylin'", "But I Feel Good" и вечнозеленый гимн всех офисных бездельниц - "My Friend", и ко второму московскому концерту GA он уже будет твердо знать матчасть.
Матчасть несложна.
Groove Armada - это коллектив с непереводимым ни на один язык названием, без
которого невозможно представить себе английскую танцевальную сцену 90-х: они
были хедлайнерами всех возможных британских фестивалей, участниками самых
модных сборников, резидентами самых модных клубов от Ибицы до Нью-Йорка, и
переиграли на всех возможных площадках по всему миру. Помимо этого, GA - в
первую очередь дуэт: мультиинструменталист Энди Кейто (Andy Cato) и
ди-джей Том Финдли (Tom Findlay) - и более гармоничный дуэт трудно
представить.
Энди был умницей: он был увлечен музыкой, занимался на нескольких инструментах, в том числе на трубе, и всерьез собирался продолжить музыкальное образование. Родители 17-летнего Энди убедили его проявить благоразумие, в результате чего двухметровый ботаник нашел компромисс: стал ди-джеить понемногу, и даже преуспел в этом. Том же, в свою очередь, в Кембридже тоже слыл не от мира сего, и его ди-джейские сеты основывались на редких записях, которые он увлеченно откапывал в магазинах винила. По одной из легенд, эти двое познакомились в Кембридже, по другой - в одном из клубов Лондона, по третьей - их познакомила девушка Тома. Сами они эти легенды с удовольствием культивируют, сходясь на одном: это был 1995 год, и они быстро и легко нашли общий язык - оба увлекались диско, джазом и фанком.
Название было позаимствовано из клубной жизни Ньюкасла 70-х, и изначально оно
звучало более чем китчево: Captain Sensual At The Helm Of The Groove
Armada. 1997 году первый сингл "At the River" был
выпущен скромным
тиражом на одном из клубных лондонских лэйблов. Если быть совсем внимательными
к деталям, то на этом треке использован сэмпл Патти Пэйдж "Old Cape
Cod".
Том Финдли о том, откуда берутся сэмплы: "Да, нам немало приходится покопаться в записях, чтобы найти цепляющий сэмпл, но, если ты аудиофил, если ты любишь музыку, то так или иначе будешь ей окружен. Мой iPod всегда работает в режиме shuffle, так что я каждый раз удивляюсь тому, какая у меня играет музыка. Кстати, у меня всегда под рукой бумага и ручка - нет, не то, чтобы я специально сидел и занимался ловлей сэмплов. Нужно, чтобы слух был открыт для того, что зацепит его, и, даже на нашем новом альбоме, где сэмплов практически немного в самом материале, есть много моментов, где идея начиналась с пойманного таким образом сэмпла.
Конечно, есть места, куда я отправляюсь за пластинками: один из владельцев потрясающих коллекций живет на Ибице, так что, когда бы я ни приехал, я обязательно возвращаюсь с парочкой мелодий. Подходящие места для покупки записей - Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Нью-Йорк, так что, когда я работаю в Штатах, я обязательно возвращаюсь с полной сумкой пластинок, потому что очень многие любимые мной темы созданы там. Я помню, как я отчаянно искал трек "Playing Your Game Baby" Барри Уайта, и нигде в Англии не мог его найти - стоит ли говорить о том, что я прилетел в Штаты и обнаружил копий 30 на виниле? Я думаю, что CD изменили все отношение к музыке. В любой момент можно получить доступ к любой музыке, какой захочешь. Есть что-то неправильное в том, что, как нечего делать, можно найти любой трек онлайн. Раньше для того, чтобы достать что-то ценное, нужно было целыми днями перебирать пластинки в магазинах".
Возвращаясь к середине девяностых: как только первые 500 экземпляров разлетелись по понимающим слушателям, лэйбл завалили заказами, и впоследствии "At the River" был переиздан как сингл и вошел в двадцатку в Соединенном Королевстве. А Том и Энди вдохновенно экспериментировали, создавая фирменный стиль, который не раз и не два принес им негласный титул королей британского чиллаута. Справедливости ради, никто на островах до сих пор не владеет в столь равной мере живыми и электронными инструментами, никто так не увлекается диско-культурой, и никто не создает треков с такой узнаваемой иронией.
Кстати, они сами всегда открещивались от жанра chillout. Энди: "Я считаю, что этот жанр утратил душу - недостаточно просто взять клавишные звуки и положить их на какой-нибудь трек, а потом добавить шум воды. Так невозможно получить мелодию, только звуковые обои". Душевные усилия, прикладываемые GA к производству музыки, были оценены по достоинству - их следующий альбом "Vertigo" стал золотым. Где-то в этот период они знакомятся с Норманом Куком, который не единожды и не без удовольствия ремикшировал треки GA.
В 2001 году вышел альбом "Goodbye Country: Hello Nightclub", которым
дуэт попытался отбиться от ярлыка чиллаут-проекта. В материале не без
удовольствия были намешаны рок, психоделика и даб, а трек "Superstylin'"
был номинирован на Грэмми. Эта тенденция была поддержана вышедшим
практически год спустя альбомом "Lovebox", который балансировал на очень
противоречивых жанрах: с одной стороны, фанк и даб в гипнотической "Purple
Haze", с другой - хаус, с третьей - неприкрытое рок-рубилово в треке
"Madder".
На этом Том и Энди решили временно приостановить выпуск пластинок, и наслаждаться живыми выступлениями, сетами в лучших клубах планеты, а также в удовольствие делать ремиксы для самых известных поп-артистов, в том числе Мадонны, Софи Эллис Бекстор, Ройзин Мерфи и прочих. Между делом, они сделали ремикс на знаменитую заглавную тему сериала "Секс в большом городе", а их музыку очень любит Джереми Кларксон, ведущий передачи "Top Gear": треки GA не раз и не два звучали в шоу.
За почти пять лет GROOVE ARMADA выпустили несколько сборников ремиксов себя, любимых, сборник лучших вещей, несколько компиляций - в общем, достаточно для того, чтобы незаинтересованная публика успела о них забыть насовсем. Для тех, кто остался и верил, в 2007 году был выпущен альбом "Soundboy Rock".
Продолжение следует.
Tuborg Greenfrest
19 июня - Санкт-Петербург, стадион "Телебашня"
20 июня - Москва, СК Лужники, открытая площадка
Информацию о продаже билетов можно посмотреть вот здесь.
Дата образования:
1 января 1996
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)