Александр Феликсович Скляр вряд ли нуждается в представлениях - как и его голос. Для одних - харизматичный лидер Ва-Банка и сайд-проектов, для других - просветитель и идейный вдохновитель, энтузиаст, ведущий самой вменяемой музыкальной передачи 90-х и одноименного фестиваля "Учитесь плавать" - в любом случае, это - человек, сделавший для отечественной музыки многое. При этом Скляр, в отличие от большинства рокеров, никогда не пытался жить за счет капающих со своего вклада в музыку каких-либо процентов. Сегодня ему исполняется 50 - юбилей серьезный и для простого смертного, и для заслуженного рокера. И дело тут даже не в напрашивающемся подведении итогов, а просто вот она - старость, до нее рукой подать... Тем не менее, ни тени подобных настроений у подтянутого Скляра не обнаружилось: он полон идей, энергии, отдает очень здоровыми вибрациями, а день рождения отмечает сегодня прямо на сцене клуба Б2, где исполнит материал со своего последнего сольного альбома "Город Х".
Звуки.Ru - Александр, скажите, пожалуйста, почему закрылся Ваш
знаменитый проект "Учитесь плавать", который все так любили?
Александр - В первую очередь, проект был закрыт по финансовым причинам.
Во-первых, не нашлось станции, которая была заинтересована в этой программе.
Во-вторых, все фестивали, которые мы организовывали, уходили в минус, и в
какой-то момент организатору этих фестивалей, Игорю Тонких, стало просто
тяжело мириться с этими "минусами". Интересно, что сейчас пошла новая волна
интереса к программе "Учитесь плавать" и именно со стороны радио "Максимум".
Звуки.Ru - Во втором вопросе я как раз хотел коснуться радио Максимум.
Александр - Они хотят возродить программу на старых принципах, но с новым
подходом. Я считаю, что это вполне возможно в нынешних условиях, потому что
ситуация опять поменялась - появился довольно большой интерес к альтернативной,
тяжелой музыке, в том числе российской. Плюс к этому, появилась какая-никакая
инфраструктура, при которой возможно приглашать весьма достойных западных
артистов для участия в фестивалях. И само радио Максимум расширило свое вещание
на все города-миллионники, а это тот самый костяк, вокруг которого должна
формироваться аудитория "Учитесь плавать". В общем, есть все предпосылки, но мы
с Игорем сразу решил выступать тандемом и сейчас ведем переговоры на тех
условиях, что должна существовать не только радиопрограмма, но и осуществляться
поддержка ежегодного фестиваля на площадке масштаба Лужников. В течение марта
все должно решиться.
Звуки.Ru - У Вас недавно был какой-то западный проект, кажется, в Финляднии?
Александр - Прошлым летом я выступал на поликультурном
фестивале в Норвегии (Midnight Sun - прим.). На открытии этого фестиваля
выступали 15 барабанщиков и два вокалиста. Одним из вокалистов был финский
шаман, то есть, он пел в шаманской технике. А вторым был я. Партитура была
заранее прописана шведским композитором, который специализируется на таких
неожиданных перформансах, на нее и была наложена игра и вокал всех музыкантов.
Получилось очень здорово и интересно.
Звуки.Ru - Наверное, когда интервью выйдет, в Youtube начнут судорожно
кидать запрос "Скляр и барабанщики".
Александр - Может быть, что-то найдут. Город Карштадт, фестиваль в
Норвегии, 22 июня 2007 года.
Звуки.Ru - Вы делали серию передач о Вертинском, делали
пластинку-посвящение этому замечательному артисту. Есть ли еще
какая-нибудь персона в русской музыке или культуре вообще, о которой Вы могли
бы так же рассказать?
Александр - Думаю, что нет. В русской песенной музыке 19 и 20 веков
аналога Вертинскому я не вижу. Разве что только Козин, но он все-таки
фигура помельче да и от меня подальше. Все остальные наши певцы, в основном, пели
не свой репертуар. Тот же Утесов пел песни советских композиторов. Мы
можем, конечно, говорить о Высоцком, но о нем очень много было сказано и
показано, очень трудно сказать о нем что-то новое. Поэтому в этом ключе я его
не рассматривал, хотя многое из его репертуара исполняю, очень люблю его и
высоко ставлю. Тем не менее, именно проект Вертинского оказался наиболее для
меня интересен, и я вижу потенцию его развития: в частности, в этом году день
рождения Вертинского мы таки будем отмечать. Не в Москве, а, как это ни
странно, в Томске, куда нас позвали. Там нашлись люди, которым захотелось
услышать эту программу. К сожалению, она там будет идти в усеченном виде, без
квартета и без нашей Ракель Меллер - Алеси Маньковской. Но вместе с
Глебом Самойловым и нашим пианистом мы туда поедем и дадим два концерта
"Ракель Меллер - прощальный ужин".
Звуки.Ru - А кто, по Вашему мнению, мог бы хорошо исполнить ваши песни, не
считая Вас самого?
Александр - В связи с моим довольно уникальным тембром голоса и с моей
характерной подачей, которую я разрабатывал на протяжении многих лет, я
сомневаюсь, что кому-то это удалось бы сделать... Мне даже никто не приходит в
голову. По крайней мере, никто из тех, кого я знаю. Может быть, какой-то
женщине-вокалистке это удалось бы сделать, если бы она этого захотела. Но по
яростности подачи... Было бы любопытно, если программу из моих песен попробовала
сделать Жанна Агузарова, но я сомневаюсь, что ее это заинтересует. Я до
сих пор считаю, что она обладательница золотого голоса и неповторимой харизмы.
Звуки.Ru - Вы прочитали антологию "Поэты русского рока", в
которой присутствуют и Ваши произведения?
Александр - В московской школе, да. Свою часть читал и еще Петра
Мамонова, хотя я почти все его тексты читал и знаю. Еще питерскую школу
читал. У меня и всех этих книг-то нет, а их всего пять или шесть. Сама идея,
конечно, хорошая, благотворная и правильная. Тексты эти все-таки написаны для
музыки и когда ты их читаешь отдельно, ты их совсем иначе воспринимаешь. Иногда
лучше, иногда - хуже, но это другой взгляд. Прочитать глазами, не слыша музыки
- это правильно. Хорошо, что эта мысль пришла кому-то в голову и хорошо, что ее
сумели довести до конца, потому что, я так понимаю, это был большой и сложный
проект в организационном смысле.
Звуки.Ru - Вы сами хотите что-нибудь писать?
Александр - В ближайшее время нет. Здесь важно найти ключ. Не столько
даже время - его всегда можно найти, его может не хватать только на текучку. А
для чего-то серьезного можно вырвать себя на три-четыре месяца из музыкального
контекста и что-то создать. Но вопрос - что создать? Я не нашел пока ключа, мне
нужен ключ - под каким ракурсом писать. Не мемуары: это меня не привлекает, они
неинтересны зачастую. Размышления? Но тогда какие размышления, на какую тему?
На тему рок-н-ролла мне тоже неинтересно писать. С какими я людьми встречался?
Я пока не очень могу себе представить и понять круг этих людей, и чем он должен
быть объединен. Я ведь плотно пересекался с очень большим количеством людей,
значимых людей. Начиная с Эдуарда Артемьева и заканчивая Володей
Мартыновым. Ключ нужен, у меня нет ключа пока.
Звуки.Ru - Может быть, Вам уже задавали этот вопрос в связи с юбилеем,
но все же - не жалеете о том, что когда-то оставили дипломатическую
карьеру?
Александр - Кстати, этот вопрос мне в связи с этой датой не задавали,
слишком много воды утекло. Но есть говорить коротко, то я не жалел об этом ни
секунды и не ностальгировал по тем пяти годам, которые я отдал дипломатической
работе. Более того, я о них вспоминаю со сдержанной теплотой, но просто как о
пяти годах моей молодости. Зато в эти годы мне удалось если не очень много
сделать по музыке, хотя кое-что я тогда уже написал, что так или иначе было
реализовано, то очень много почитать. А это такой возраст, что если бы я
активно был вовлечен в рок-н-ролл, не факт, что я нашел бы для этого столько
времени. У меня тогда было очень много свободного времени, и я целиком и
полностью бросил его на чтение и сочинение новой музыки.
Звуки.Ru - Как вы относитесь к тому расколу, который произошел в так
называемом русском роке после выборов, когда одни музыканты выступили за
победившего кандидата, а другие - против?
Александр - Русский рок - это действительно что-то непонятное, именно
поэтому я и не хочу себя к нему относить. Получается, что вся ситуация очень
показательна, если русский рок может быть настолько диаметрально
противоположным, это доказательство размытости этого понятия (смех). Когда
спрашивали у Александра Николаевича Вертинского, кто он по профессии, он чаще
всего, как мне говорили, отвечал просто: "Артист". Вот мне кажется, что если
спросить у меня, кто я такой, я тоже отвечу "Артист". А уж то, что я артист,
который, в том числе, замешан в рок-н-ролле, ну, и не только в рок-н-ролле, а
вообще в песенном жанре, в телевизионных съемках, да и просто, с позволения
сказать, русский интеллигент, московский, причем, интеллигент, как человек
думающий, как человек, не чуждый культуре... Если бы ваш вопрос ко мне звучал
так: "Как вы как артист смотрите на наш русский рок-н-ролл?", то я бы вам
ответил, что я как артист смотрю на наш русский рок-н-ролл очень неоднозначно.
То есть, я не вижу в нем единства, я вижу в нем личности, каковыми без сомнения
являются и Юра Шевчук, и Костя Кинчев, и Володя Шахрин, и
Слава Бутусов, и ушедший Егор Летов. Это личности, каждая из
которых в данном конкретном случае принимала бы или не принимала бы ту или иную
сторону или стояла бы вообще в стороне. Вот я как артист предпочитал бы и пока
предпочитаю стоять вообще в стороне - и не плясать и Красной площади, и не
участвовать в марше несогласных в Питере.
Звуки.Ru - А предлагали?
Александр - Нет, не предлагали ни там, ни там. В этом смысле у меня
позиция очень удобная, душевных метаний быть не могло по определению.
Александр Ф. Скляр
Клуб Б2
7 марта
22:00
Дата рождения:
7 марта 1958
1961 – В поселке Бугач Красноярского края родился советский и российский рокер Вячеслав Бутусов »»
1968 – В 1968 году в британском Университете графства Саррей молодая группа, ранее известная как The New Yardbirds, впервые выступила под своим новым именем Led Zeppelin. По самой расхожей легенде автором названия является Кит Мун, ударник The Who »»
Mickey BAKER (1925)
Freddy COLE (1931)
Robert WARD (1938)
Chris DE BURGH (1948)
Dr. Alex PATERSON (1959)
Андрей САРАЕВ (1960)
Марина КАПУРО (1961)
Вячеслав БУТУСОВ (1961)