Джаз-фестиваль в Монтре - признанный
респектабельный брэнд, на который
ориентируются организаторы джазовых хэппенингов во всем мире. Этот
двухнедельный праздник, проходящий у подножия Альп на берегах Женевского озера,
всегда ассоциируется у публики с европейским стилем и вкусом. Правда,
необходимо заметить, что ассоциировать Montreux Jazz Festival с собственно
джазом в последние годы становится все
труднее.
Раздвинув рамки "джаза" практически
до бесконечности, организатор
фестиваля Клод Нобс (Claude Nobs) добился того, что в программу
фестиваля органично вписываются такие брутальные жанры, как хип-хоп, хард-рок и
прочие, порой экстремальные образчики contemporary art. Если учесть, что
самому господину Нобсу недавно стукнуло 70, становится очевидно, что этот
человек обладает просто невероятной широтой мышления. Напомним, первый
фестиваль Клод проводил в 1967 году, и тогда программа хэппенинга состояла
преимущественно из музыки, которую позже назвали smooth-jazz.
Формат был оправдан: ведь первый "Монтре" проходил в здании казино, и публика
на эти
фестивали собиралась соответствующая: завсегдатаи раутов, курортные снобы. Кстати,
с этим казино тоже не все просто: раньше на части его площади располагалась
знаменитая Mountain Studio, в которой Фредди Меркьюри записывал свой
последний альбом. А однажды студия горела, и этот апокалиптический пожар на
берегу Женевского озера
послужил темой знаменитой песни Deep Purple "Smoke On the Water".
В 80-х годах формат мероприятия
стал стремительно меняться. Надо
сказать, к этому располагали перемены в самом городе: Монтре
существенно демократизировался. Помимо пятизвездочных отелей, в городе стали
появляться недорогие B&B, которые так любит студенческая молодежь со всей
Европы, местная публика с большим удовольствием начала открывать для себя новые
имена, фестиваль приобрел мировой статус и смог позволить себе приглашать хоть
каждый день звезд первой величины. В результате Монтре - кажется, единственный
фестиваль в Европе, где можно услышать популярных звезд не в пыли и грязи, а в
огромном, хорошо оборудованном зале на 2 тысячи мест, и за вполне разумные
деньги (около 50 евро за
однодневный билет, охватывающий 4 концерта - что, согласитесь, вполне
сопоставимо с ценами на иные московские концерты). Добавьте сюда еще
великолепный вид на Женевское озеро и мирную, цивилизованную атмосферу - и вы
получите потрясающий результат.
Нам удалось коротко поговорить с Клодом о становлении фестиваля - от идеи до предприятия.
Звуки.Ru: - Клод, сейчас Ваш фестиваль в расцвете. А каким для Монтре был самый трудный год?
Claude Nobs: - Самые первые годы были одновременно и наиболее трудными, и наиболее захватывающими. Очень многое из того, что мы тогда делали, было чистой авантюрой. К примеру, меня спрашивают, правда ли, что я "купил" Ариту Франклин (Aretha Franklin) за коробку шоколада? Это не совсем так, но коробка шоколада действительно сыграла в нашем разговоре важную роль. Дело было так: в 1971 году я приехал на переговоры с Аритой. Она уже тогда была звездой мирового масштаба. Договориться с ней было нереально - нереально было даже назначить встречу. Ее личный ассистент сказала "я даже не знаю, где это - Швейцария". Я попросил передать Арите коробку шоколадных конфет, и на следующий день, когда я только продрал глаза, к моему удивлению, мне позвонил менеджер и сказал: "Арите понравились конфеты. Она согласна рассмотреть ваше предложение. И она приехала, и выступила, и это было действительно вликолепное мировое шоу.
Звуки.Ru: - А когда случилась Ваша самая большая менеджерская удача?
Claude Nobs: - В 1963. Я был в Лондоне и по чистой случайности уговорил the Beatles на выступление на фестивале "Rose D'Or".
Звуки.Ru: - Да ладно?! Битлы?
Claude Nobs: - Истинная правда.
На вопрос, какую же цель он ставил перед собой все эти годы, Нобс сдержанно, но гордо отвечает:
"Моей самой большой страстью всегда было делиться музыкой, страстью к ней. Делиться - это
определяющее понятие. Этому посвящен весь фестиваль - я хочу делиться музыкой, пока
она длится, и сохранять ее для будущего"
Щедрость и открытость Нобса становятся особенно очевидны, когда пытаешься
узнать его поближе. Нам посчастливилось побывать в гостях у мэтра,
награжденного в прошлом году на международной выставке MIDEM званием "человек
года". Нобс обитает в шале, нависающем в горах над Монтре, и двери его дома
постоянно открыты для музыкантов, друзей и просто дружелюбно настроенных
посетителей. Хозяин дома увлеченно коллекционирует модели поездов, музыкальные
автоматы и инструменты, а также старинные лампы цветного стекла. На время
проведения фестиваля дом превращается в сплошную вечеринку. Здесь можно
запросто встретить какую-нибудь звезду, наблюдающую запись вчерашних
выступлений, или музыкантов из разных групп, играющих в гостиной джем.
В подвале дома Нобс с помощниками из местного политехнического института
реализует амбициозный проект: оцифровывает все 4 тысячи выступлений из архива
Montreux Jazz Fest. В настоящее время это - один из самых серьезных
видеоархивов в Европе, с середины 90-х годов записывающихся в формате HDTV.
Когда оцифровка будет завершена, европейские меломаны могут получить в свое
распоряжение поистине бесценные записи.
Нобс постоянно экспериментирует, и при этом помнит о главном. Он -
популяризатор, но скорее, умеренный. "Нет смысла говорить "Мы самые большие,
мы лучшие, мы нагнали на фестиваль 300 000 человек". Вместо этого мы
экспортируем Montreux Jazz по всему миру - например, в Сингапур или Атланту...
Я хочу создать такую атмосферу, которая позволит
всем унести с собой новые впечатления, узнать о музыке нечто новое и воспринять
ее как открытие." - кажется, в этих словах Нобса есть все, за что мы любим
музыку.
Нобсу вторит один из постоянных участников фестиваля - Куинси Джонс (Quincy
Jones), - легендарный продюсер и музыкант, колоритнейший старикан. Он
считает, что самое
ценное для музыканта - никогда не взрослеть, всегда смотреть на мир глазами
ребенка. Во время своего мастер-класса музыкант долго и с удовольствием
рассказывает о своих впечатлениях от современной музыки и признает, что ему
по-прежнему интересно ее слушать: "Я слушаю не как профессионал, я стараюсь
впитать то, что музыка хочет мне сказать".
Познакомившись с хозяевами фестиваля, отправляемся знакомиться с самим
мероприятием. Главные
выступления в Монтре проходят ежевечерне в двух залах огромного концертно-выставочного
комплекса, названных в честь знаменитых музыкантов прошлого - Stravinski Hall и
Miles Davis Hall. При этом программа разных залов составляется разными людьми и
может быть кардинально контрастной. Например, за день до нашего приезда в
Стравинском отыграли сет Motorhead и супергруппа в тяжелом весе
Heaven and Hell, а в Miles Davis тем временем выступал Дэймон Элбарн и
его The Good, The Bad And The Queen. А в день нашего появления в Монтре
Placebo боролись за внимание публики с тандемом John Legend -
India.Arie.
Параллельно на нескольких сценах вокруг основных площадок
фестиваля проходит программа off. Концерты на уличных сценах проходят с 12 дня
и до 7 вечера,
а с
8 вечера начинается основная программа. Помимо этого, публику развлекают
семинарами и
мастер-классами, а также видео-версиями концертов, проходивших в Монтре в
минувшие годы. По ночам в Sudio 41 выступают самые модные ди-джеи (числом более
200 на все
время проведения феста).
Первый концерт, который нам удалось услышать в "стационарном" режиме - дуэт Чика Кориа (Chick Corea) с вибрафонистом Гэри Бёртоном (Gary Burton), проректором колледжа Бёркли. Музыканты исполнили программу с 37-летней давности альбома "Crystal Silence", записанного для ECM. В последнее время Бертон и Кориа концертируют с ней по всему миру - заезжали в том числе и в Москву. Мягкие, нежные аранжировки навевают ассоциации с "Танцем феи Драже" из Щелкунчика: композиции неспешно перетекают одна в другую, как картинки в волшебном фонаре.
Но мне хочется чего-то пободрее. Поэтому я отправляюсь на сет Beastie
Boys. Милые нашему сердцу три подонка в шляпах: Mike 'Mike D' Diamond, Adam
'MCA' Yauch и Adam 'Adrock' Horovitz - выступают в Монтре дважды,
первый концерт состоит из громадного микса хитов, а второе выступление
посвящено выходу нового альбома "The Mix-Up" - инструментального и очень
funky. Надо сказать, BB и раньше радовали народ инструментальными композициями
(чего стоит одна "Sabrosa" с альбома Ill Communication), однако
лишь сейчас заматеревшие хип-хоперы решили картинно замолчать, словно призывая
нас оценить, есть ли в группе что-то ценное помимо текстов. Полагаю, что ответ
на этот вопрос очевиден. Став законодателями стиля, эти нью-йоркские стиляги
смогли заставить
публику полюбить скретчи и фетровые шляпы: скретчи они используют в качестве
ударных, а шляпы носят в сочетании с совершенно невообразимыми очками,
футболками и рубашками размера XXL.
Два с лишним часа трио развлекается на полную катушку, смешивая в один большой
микс все любимые хиты - от "Off The Grid" и "The Rat Cage" до
фирменной дразнилки про уоки-токи. Горовиц непрестанно подбивал зал крякать и
издавать другие забавные звуки, чем немало развлекал всех участников действа.
Вопреки анонсам, на следующий вечер программа меняется несущественно: в нее
просто добавляются инструменталы, воспринимающиеся как intro перед основными
композициями. Однако энтуизиазма публики это нисколько не убавило: во второй
день народу на концерте было не меньше, чем в первый.
Продолжение следует...
1966 – Группа Rolling Stone выпустила сингл Paint it Black. По слухам, основу для песни придумал басист Билл Уайман, которого посадили играть на электрооргане. Не владея инструментом, он начал просто лупить по педалям кулаками, чтобы достичь наиболее глубокого звука »»
Ritchie VALENS (1941)
Stevie WONDER (1950)
Ronnie FOSTER (1950)
Paul THOMPSON (1951)
Tom MORELLO (1964)
Robert PATTINSON (1986)
Александр РЫБАК (1986)