12 апреля на конференции "Copyright Russia", проходящей в эти дни на выставке
"Showtex 2007", была подписана Цифровая Декларация музыкальных
компаний, правообладателей и дистрибьюторов цифровой музыки.
Подписание предваряли выступления экспертов и представителей компаний:
перед слушателями выступил независимый продюсер Бел Браун (Bel Brown)
экс-директор Боя Джорджа (Boy George), который рассказал о принципе
построения бизнеса инди-лейблов в Великобритании, а также поделился своим
видением сильных и слабых сторон российского музыкального бизнеса. "Russian
music is shit", - сообщил западный гость.
Далее ваша покорная слуга, в качестве Генерального директора компании SoundKey, рассказала о созданной нами системе цифровой дистрибьюции контента и об основных принципах цифровых продаж. Директор Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ) Алексей Угринович посвятил свое выступление формулировке требований, предъявляемых компаниями-правообладателями к торговле музыкой онлайн. А глава российского отделения IFPI Игорь Пожитков рассказал о ходе проходящего в московском суде уголовного процесса над бывшим главой компании "Медиасервисес" - владельца печально известного портала Allofmp3.com.
Вторая часть конференции была посвящена награждению журналистов, победивших в уже девятом конкурсе "СМИ за цивилизованный музыкальный рынок", а также подписанию Цифровой декларации. Текст, под которым подписались главы нескольких десятков компаний, я привожу ниже.
Декларация о цифровом распространении музыкальных произведений
Начало XXI века ознаменовалось революцией в области технологий, позволяющих
воспроизводить и распространять музыку в цифровой сети. Новые возможности
привели к появлению новой отрасли музыкальной индустрии - цифровым продажам
музыки. На российском музыкальном рынке (потенциально одном из крупнейших в
мире) производство и продажи традиционных звуконосителей - компакт-кассет и
компакт-дисков - начали сокращаться, зато прямые продажи музыки по цифровым
каналам (через Интернет и сотовые сети) растут опережающими темпами.
Несомненно, технический прогресс - важнейший закон развития человечества, а для
музыкальной индустрии он всегда был определяющим фактором ее развития. В то же
время приходится констатировать, что в условиях современной России развитие
новых путей распространения музыки приводит вовсе не к росту музыкальной
индустрии, а к моральным и финансовым потерям для отечественных авторов,
исполнителей и компаний-правообладателей, то есть тех, кто и создает основной
продукт индустрии - музыкальные фонограммы.
В результате ситуации, создавшейся на рынке цифровых продаж, практически весь
доход этой отрасли присваивается лицами, продающими музыкальный контент без
разрешения авторов, исполнителей и компаний-правообладателей. Количество
пиратских сайтов измеряется тысячами, их обороты - десятками и сотнями
миллионов рублей, но только доли процента этих немалых денег доходят до тех,
кто вкладывал талант, душу и значительные финансовые средства в создание
музыки. На эти деньги могли бы быть созданы тысячи новых произведений,
сформированы новые коллективы, продвинуты на российские сцены новые артисты. Но
эти деньги украдены - и для российских артистов, как и прежде, остается только
один источник доходов - сверхнапряженная гастрольная деятельность, не
оставляющая времени для творческого развития.
В создавшихся условиях мы, авторы, исполнители и звукозаписывающие
компании-правообладатели России, считаем необходимым заявить: главная причина
возникновения такой ситуации - несовершенство правоприменительной практики в
части положений закона, касающихся коллективного управления правами. Мы
приветствуем то, что в стране начался процесс создания необходимых условий для
формирования легального рынка цифрового музыкального контента: внесены
изменения в Закон об авторских и смежных правах, Государственная Дума в первом
и втором чтениях одобрила проект четвертой части Гражданского кодекса,
посвященного вопросам защиты интеллектуальной собственности. В то же время этот
процесс осуществляется слишком медленно, к нему слабо привлекаются
представители авторов, исполнителей и правообладателей, судебные власти и
правоохранительные органы пока еще недостаточно уверенно ориентируются в сферах
высоких технологий - в результате мошенники продолжают свободно распоряжаться
нашей собственностью. А учитывая предполагаемый срок вступления в силу
четвертой части Гражданского кодекса - 1 января 2008 г., - мы считаем, что
затягивание периода 'цифрового беспредела' может нанести непоправимый вред
российской музыкальной культуре.
Мы требуем от российских Интернет-магазинов прекратить реализацию цифровых
фонограмм без подписания прямых договоров с правообладателями, а от так
называемых 'обществ по коллективному управлению' - прекратить выдачу
псевдолицензий на использование в Интернете музыкальных фонограмм без договоров
с правообладателями. Ни о каком цивилизованном развитии отрасли не может быть и
речи до тех пор, пока в Сети будет безнаказанно процветать сбыт краденого.
Единственным выходом из создавшейся ситуации мы видим в формировании системы
легальной Интернет-торговли, основанной на прямых договорах с
правообладателями, а также на соглашениях с авторско-правовыми обществами,
управляющими имущественными правами авторов на договорной основе. Именно такая
система сможет обеспечить реальную поддержку российской музыкальной культуре и
справедливую реализацию прав - российским авторам, исполнителям,
звукозаписывающим компаниям - то есть, всем тем, кто своим трудом создает
российскую музыку.
Смысл происхдящего для тех, кто не знает, зачем пишутся декларации: главы
ведущих лейблов (мейджоры + крупнейшие игроки рынка)
подписали, фактически, краткий свод правил распространения музыки в Рунете.
Предполагается, что все,
кто желает продавать музыку этих компаний онлайн, будут далее этих правил
придерживаться. Для рядового пользователя такой процесс выглядит несколько наивно,
однако он, на самом деле, важен для отрасли: все, кто подписал декларацию (от
IFPI и НФПФ до независимых артистов), подтверждают, что будут работать только
по прямым лицензиям от лейблов, что общества по коллектвному управлению правами
в их нынешнем виде вредят этому рынку, и что участниками декларации будут
продвигаться исключительно те магазины и торговые системы, которые способны
предоставить им несколько простых условий легальных продаж:
- Отчетность;
- Управление процессом продаж или возможность влиять на него;
- Защита прав.
Почему все это имеет смысл? - потому что на рынке, на котором не установлены
правила, инициатива принадлежит совершенно другим людям, прибыль от
деятельности которых никогда не доходит до музыкантов и авторов. А мощная
контр-кампания, организованная этими игроками, способна дезориентировать даже
иных правообладателей. К примеру, своей работе я часто общаюсь с лейблами,
которые одной рукой собирают деньги с ФАИРа, а второй подписывают договоры с
"прямыми" дистрибьюторами. С одной стороны, если есть возможность получить
деньги сразу в двух местах - отчего бы их не получить. С другой,- это не дает
шансов нормальным продажам их музыки: какой смысл продавать треки с защитой и
ограничениями по географии, да еще и по 10-15 рублей за трек, если за углом его
продают за 5 и безо всяких ограничений...
Одновременно идет некий встречный поток: масса сайтов, еще не попавших под
раздачу (под следствие), пытается "отбелить" свой бизнес и приходит к лейблам с
предложением денег, мира и жвачки. Обычно на это лейблы просто озвучивают сумму
штрафа за предыдущий период нелицензионного использования - но очевидно, что
речь идет только о крупных и "вкусных" каталогах. То есть за некую круглую
сумму компания готова закрыть глаза на то, что несколько лет ее музыка
продавалась (или раздавалась) бесконтрольно. В итоге пиратский сайт получает
право размахивать флагом, на котором написано: "с нами сотрудничают крупнейшие
игроки рынка!" - что сразу ставит в тупик прочих представителей музыкантов: раз
с этим сайтом сотрудничают, - может, он и не пиратский вовсе? А если не
пиратский - то где же мои деньги?
Проще говоря, декларация - это не революция и не тот документ, который способен
изменить мир за пять минут. Этот не более чем очерчивание границ. Нельзя уповать
на то, что сам по себе этот документ что-то существенно изменит в положении на
рынке. Он просто задает вектор для дальнейшей работы - и уже одно это означает,
что основные игроки рынка сумели договориться о том, как эта работа будет происходить.
1959 – На свет появился "Weird" Эл Янкович - пародист, снимающий самые смешные в мире клипы-пародии на весь поп-истеблишмент: от Мадонны и Джексона до U2 »»
1964 – Родился Роберт Трухильо - до того, как стать бас-гитаристом Metallica, он составлял гордость таких групп, как Ozzy Osbourne и Suicidal Tendencies »»
Gary McFARLAND (1933)
Johnny CARROLL (1937)
Ellie GREENWICH (1940)
Ernie WATTS (1945)
Александр "Полковник" ГНОЕВЫХ (1957)
Weird Al YANKOVIC (1959)
Robert TRUJILLO (1964)
VV BROWN (1983)
Paradise OSKAR (1990)