Его любят за фильмы. 31 декабря не
представляют без "Иронии Судьбы", а 9 мая -
без "Семнадцати мгновений весны". У Микаэла Таривердиева 132
киноработы, но это лишь часть музыки, которую он оставил после себя.
Таривердиев - автор камерных вокальных циклов и романсов, балетов и опер,
органных произведений и скрипичных концертов, лауреат восемнадцати
международных премий, а кроме того спортсмен, фотограф, разносторонне одаренный
и увлекающийся человек. В этом году ему исполнилось бы 75 лет.
"75 лет со дня рождения, десять лет со дня ухода - такой вот у нас
получается год. И мне хочется, чтобы в этом году о Микаэле Леоновиче говорили
не только в связи с кино - говорит вдова композитора Вера Таривердиева. -
Отсюда и программа "Quo Vadis?" с участием Юрия Башмета и
органистов из разных стран, и камерный концерт "Opus post", и музыкальный
спецпроект "Семнадцать мгновений судьбы" на Первом канале, и фотовыставка,
которую мы мечтаем провести".
Звуки.Ru - День Рождения композитора всегда ассоциируется с позитивным настроением, а Вы выбрали для юбилейных концертов достаточно сложный репертуар. С чем это связано?
Вера Таривердиева - Наверное, день рождения должен быть таким, каким
является человек, чей день рождения празднуется. С одной стороны. С другой
стороны он ведь тоже может ожидать сюрпризов от тех, кто его день рождения
празднует. В каком-то смысле фестиваль, сочетает эти два нехитрых принципа.
Микаэл Леонович - композитор и человек уникальный. Как о нем сказал когда-то
один спортсмен, он - как боксер, который умел бить и с правой, и с левой руки.
Часть его музыки может быть представлена музыкантами, работающими на эстраде. А
есть огромный творческий пласт, который доступен только лишь высочайшим
профессионалам, академистам.
Звуки.Ru - Как подбирался состав исполнителей? Среди них можно заметить совершенно необычные имена, принадлежащие поп- и рок-истэблишменту...
Вера Таривердиева - До сих пор моим принципом представления музыки
Микаэла Леоновича было стремление представить популярную часть его наследия в
аутентичном звучании, в авторском решении. Все концерты прошлых лет, которые
проходили, скажем, в Зале имени Чайковского, именно так и представляли музыку
Микаэла Таривердиева. В них не было границы между музыкой популярной и
академической. Была просто музыка, впрочем, так и есть на самом деле. В этом
году, в связи с юбилеем, с возможностью устроить несколько концертов, мы решили
развести разные жанры по разным концертам.
Кроме того, есть желание современных эстрадных исполнителей, в том числе
молодых, а также их продюсеров, представить музыку Микаэла Таривердиева в
современных аранжировках. Я долго этому сопротивлялась. Как сказал один
человек, стояла на страже с ружьем. Но идея фестиваля, мое желание, чтобы
музыку Таривердиева знали не только по культовым фильмам, которые регулярно
повторяют наши телеканалы, подтолкнули на такой эксперимент. Это и попытка
"улучшить породу" нынешней эстрады. Мы предложили современному, как Вы
говорите, поп и рок истеблишменту обратиться к потрясающим мелодиям Микаэла
Таривердиева и дать возможность им выразить свое, сегодняшнее ощущение от его
музыки. Это огромный пласт удивительных мелодий, монологов, зонгов, баллад,
песен, которые были рождены в недрах кинематографа. К тому же я поняла одну
вещь: правду нельзя убить. Нельзя убить и музыку. Так пусть же ее исполняют
разные люди.
Но, подчеркиваю, Микаэла Таривердиева невозможно понять без другого пласта
музыки - без его Симфонии для органа "Чернобыль", концертов и хоралов для
органа, без альтового концерта, вокальных циклов. Без этого я фестиваль не
представляю. Тем более, что в этом году отмечается 20-летие аварии на
Чернобыльской АЭС. И мы не могли об этом не помнить.
Звуки.Ru - Будете ли вы проводить фестиваль в Армении, как собирались? Полагаю, местный Минкульт с удовольствием принял бы участие в организации мероприятия?
Вера Таривердиева - Я очень хотела, чтобы в день рождения Микаэла Леоновича - 15 августа - состоялся концерт в Ереване. Тем более, что в Ереване это период очень активной концертной, фестивальной жизни. Я даже дважды писала по этому поводу Президенту Армении г-ну Роберту. Но ответа не получила.
Звуки.Ru - А что Вы ему написали?
Вера Таривердиева - Я напомнила о юбилейной дате, о том, что Микаэл
Таривердиев его соотечественник. О том, что в России делается многое, чтобы
творчество Микаэла Таривердиева оставалось востребованным. В Калининграде
проходит единственный в России международный конкурс органистов, который носит
имя Микаэла Таривердиева, устраиваются концерты, издаются компакт-диски, ноты.
В Москве установлена мемориальная доска. На русском, армянском и грузинском
языках написано: "В этом доме жил композитор Микаэл Таривердиев". Установлена
доска и на доме в Тбилиси, где Микаэл Леонович родился. Музыка Микаэла
Таривердиева - самая цитируемая на российском телевидении, к ней обращаются
современные кинематографисты в художественных и документальных картинах. Что
вот уже десять лет происходит "жизнь после жизни". Армения же до сих пор
оставалась в стороне от процесса освоения его творческого наследия. А он
ведь по праву принадлежит и Армении.
Микаэл Леонович чрезвычайно актуален для России. Ведь он своей жизнью доказал,
что человек не русский может в России добиться любви, популярности, уважения. И
даже несмотря на нелегкость произнесения фамилии он заставил миллионы
слушателей забыть о своей национальности. Они просто знают, что он Микаэл
Таривердиев. В нашей многонациональной стране это очень важно. А для огромного
количества армян Микаэл Леонович актуален именно этим же. Он, армянин, этого
добился. Не опираясь на свою национальную принадлежность, а просто оставаясь
человеком. Ведь это самое главное и в музыке Таривердиева, и в его личности -
он всегда остается человеком. И призывает всех быть людьми. И это самая высокая
его заслуга. Просто быть и оставаться человеком. И это самый высокий его
статус.
Звуки.Ru - Увидев в списке концертных мест Полоцк, Минск и Киев не могу удержаться от вопроса: места "выбрало" произведение? А именно - cимфония для органа "Чернобыль"?
Вера Таривердиева - Да, определенно да. Эта музыка очень особенная.
Микаэл Леонович написал ее через несколько месяцев после поездки в Чернобыль, в
зону аварии. Эта поездка стала для него знаковой, повлиявшей на его жизнь.
Впечатления, которые вынес он из этого события, не только легли в основу
симфонии для органа "Чернобыль". Они просто перевернули его жизнь. Это даже не
музыка. Это месседж, который он услышал и сумел выразить через музыку. Это
очень важное послание.
Сегодня эта cимфония звучит в интерпретации многих музыкантов мира, в том
числе и потому что является одним из обязательных произведений Международного
конкурса органистов. Я не раз убеждалась, в том, как эта музыка нужна и важна
для людей, как ее слушают люди, прошедшие через работу на станции, те, которых
мы сегодня называем чернобыльцами, ликвидаторами. И мне очень, очень хотелось,
чтобы в Минска и Киеве люди услышали cимфонию. Ведь именно Украина и Белоруссия
пострадали от аварии больше всего.
Звуки.Ru - Очевидно, что большая часть публики все-таки лучше знакома с репертуаром программы "17 мгновений судьбы". Будет ли ее ожидать какой-нибудь сюрприз, на которые так богаты Ваши фестивали? Можете ли Вы поделиться секретом - что и кто исполняет в программе? Кто примет участие в концертах? Какие программы?
Вера Таривердиева - В рамках фестиваля состоится первое исполнение
фортепианного трио, последнего произведения Микаэла Леоновича. Оно прозвучит в
рамках программы "Opus post". В рамках программы "Quo vadis?"
в Большом зале Дома музыки состоится первое в Москве исполнение Концерта для
альта в романтическом стиле. И наконец, этот концерт исполнит тот, кому он
посвящен и тот, кто это произведение спровоцировал - Юрий Башмет. Для меня
это огромное событие, что Юрий Абрамович согласился принять участие в фестивале.
А что касается программы "Семнадцать мгновений судьбы", то публика услышит,
например, Дмитрия Певцова и Ольгу Дроздову, которые будут
исполнять cонеты Шекспира, новые версии песен "Музыка" в исполнении Тамары
Гвердцители, "Маленький принц" в исполнении Глюкозы, "Ты не
печалься" в исполнении группы Фабрика, баллады Анджелы в исполнении
группы Тотал, "Мне нравится" в исполнении группы Сурганова и
оркестр, "В разведке" в исполнении Алены Свиридовой, "Топот ног" в
исполнении Григория Лепса, "Не отнимайте у женщин сигареты" в исполнении
Лолиты, "Если у вас нету тети" в исполнении Александра Буйнова и
других. Конечно, такая программа не может пройти без участия Иосифа
Кобзона.
В общем, сюрпризов много. Но, может быть, главный сюрприз будет, как и
положено, на Новый год. Концерт "С легким паром". Но это пока секрет.
Новогодний сюрприз.
Микаэл Таривердиев не примыкал ни к одному течению в искусстве. Лишь однажды его страстное желание быть понятым было декларировано им как эстетический принцип.
Дата рождения:
15 августа 1931
Подробности из жизни:
Микаэл Таривердиев, армянин по
происхождению, родился 15 августа 1931
года в Тбилиси. Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в
Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс Арама
Хачатуряна) и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до
смерти в Московский театр имени Ермоловой, он провел в Москве. Умер в Сочи,
куда уехал на море. Он был спортсменом, фотографом, за год до смерти попал в
список секс-символов России, многие годы слыл плейбоем и светским человеком,
вел телепрограммы и писал музыку кино. Он композитор необычной судьбы. Его имя
было популярным на протяжении всей его жизни в искусстве. Для многих он так и
остался автором музыки к кинофильмам "Семнадцать мгновений
весны" и "Ирония
судьбы" Широко известные
работы в кино заслонили огромный пласт творчества
Микаэла Таривердиева. Вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты,
инструментальные концерты - все это оставалось в тени.…
1967 – Родился музыкант Бруно Крамм, бэк-вокалист и основатель немецкого дуэта Das Ich. Известен благодаря своему необычному сценическому образу с прической в виде «дьявольских рогов» »»
Yves MONTAND (1921)
Ray BROWN (1926)
Nana MOUSKOURI (1936)
Shirley CAESAR (1938)
Chris FARLOWE (1940)
Paul SIMON (1941)
Пол Фредерик САЙМОН (1941)
Robert LAMM (1944)
Keith CHRISTMAS (1946)
Sammy HAGAR (1947)