Когда на очередном концерте шотландской группы Mogwai к сцене рвались малолетние тусовщицы, между делом выкрикивая в лицо недовольным, что их "нереально прет" от этих небритых мужиков, - многим, наверное, было не по себе. Была, значит, группа независимая, а стала модная? Неужели музыка, в которой гитарная ярость сочетается с минималистическими переливами и эмбиентом, а всеобщее напряжение сменяется "утром на кладбище", теперь заменила в умах юных девочек "готику" и "эмо"? В рядах юных слушателей стало модно говорить о пост-роке...
Но не надейся, читатель, что прилавки
магазинов твоей страны теперь
будут доверху завалены "непростой" музыкой, а по телевизору вместо карамели и
блесток начнут показывать угрюмых парней с гитарами. Конечно, к нам приезжали и
Tortoise, и A Silver Mt. Zion, однако на общую ситуацию это мало повлияло.
На телевидении и радио подобную музыку никогда не продвигали - сложные
10-минутные композиции в формат каналов и станций попадут разве что после
смерти всех программных редакторов. А продажи пост-роковых альбомов, если и
выросли, то незначительно. Басист Silence Kit Сергей
Богатов говорит: "если смотреть на реальное положение, то у "пост-рока"
у нас
больше паблисити,
прессы, чем денег или проданных дисков. Но критика уже начинает поворачиваться
жопой".
Заметьте, Богатов употребляет термин "пост-рок" в кавычках. У музыкантов,
композиции которых
можно условно причислить к этому стилю, есть общая черта: они стараются это
словечко применительно к собственному
творчеству не употреблять. Не хотят, чтобы
их впихивали в прокрустово ложе медийных ярлыков и всячески открещиваются от
них.
"Silence Kit" утверждают, что теперь они играют "space-rock", потому что
"уже переболели пост-роком". Появившись в апреле 2001-го года и записав два
альбома, группа заслужила среди критиков статус "главной инди-группы России".
Если первый диск команды представлял собой жанровые эксперименты в рамках
песенного формата, то второй
содержал три очень длинные композиции практически без вокала, зато с большим
обилием шумов, шорохов и красивых мелодических трансформаций. На счету у группы
- выступления с
британцами из Hood и Piano Magic, повторное издание полюбившихся
публике альбомов на независимом лейбле.
Звуки.Ru: - Справедливо ли утверждение, что для России это должно быть
особенно близко,
поскольку пост-рок берет многое из классической музыки?
Сергей
Богатов: - Скорее, справедливо в том смысле, что пост-рок - музыка преимущественно
инструментальная. То есть изначально не надо запариваться на тему: петь
по-русски или по-английски, а если по-английски, то тут акцент и вообще...
Для некоторых групп и музыкантов пост-рок стал неким полем экспериментов, в
котором можно проводить игры со звуком. К примеру, гитариста Дмитрий
Полещук из группы Пилоты
в дыму создал сайд-проект Босх с тобой. В студии он работает
один, на
концертах привлекает еще трех музыкантов. Релизов - две штуки. Первый,
"Птицы и
рыбы", длится 49 минут: это три объемных трека, в которых все аморфно и
атмосферно, в записи задействованы и скрипки, и там-тамы. Прошлогодний "День
здесь, Ночь Здесь"
поделен на две части, из которых вторая - целиком эмбиентная. Надо сказать, вживую
"Босх" звучит совершенно иначе, поэтому Дмитрий планирует в скором времени
выпустить запись концертного альбома.
Звуки.Ru: - Как вы сами определяете такой стиль, как пост-рок?
Дмитрий
Полещук: - Сейчас "пост-рок" стал слишком широким термином, применимым к группам,
играющим совершенно разную музыку. Сказать, что группа играет пост-рок, - все
равно что не сказать ничего. Возьмите, для примера, Rachel's и Я Слева
Сверху. Отличные команды, в музыке у них нет ничего общего, а называют и
тех и
других пост-роком. Кроме того, я стал часто сталкиваться с тем, что, если люди
не знают, как определить стиль группы, они определяют его, как "пост-рок".
Полещук сетует, что в России таким командам, как его, тяжело пробиться к
широкой публике. Московский квартет Verba, наоборот, пытается
спрятаться от славы. Группа приняла участие в масштабном проекте по
переозвучиванию немого кино - музыканты написали музыку к фильму
"Молчи, грусть, молчи" с Верой Холодной в главной роли. Однако лидер группы
Илья Зинин оценивает перспективы команды довольно осторожно: "Мы
всегда писали
музыку для друзей. Сейчас вот собираемся сделать для них сингл - потому что к
альбомы мы морально не готовы. Все от нас чего-то ждут, а мы хотим переждать..."
Мои ракеты вверх - пример иного подхода. Команда долгое время
числилась в гранджевом батальоне, но с записью дебютного альбома начала
выступать и на более интеллектуальных вечеринках. Альбом выпущен не только
в России, но и в Австралии, в Швейцарии. В начале февраля музыканты выпустили
диск с
длинным названием - Nuclear weapon mushroom potato chips'. И,
разумеется, эта группа тоже не причисляет себя к стилю, заявленному в теме
статьи.
Любопытно, что клишированную схему построении пост-роковых композиций они
называют "морковной" - видимо, ассоциируя своих слушателей с лопоухими
кроликами.
На периферии пока что больше разговоров о том, что Mono велики, а Exhaust
сдулись, нежели новых интересных имен. Липецкие Los Bananas - глоток
свежего воздуха. В
составе группы - фагот, аккордеон, металлофон, флейта, саксофон.
Звуки.Ru: - Сколько лет вашему проекту и из чего состоит ваша музыка?
Рубомяс, гитарист Los Bananas: -- Мы играем с 1993 года, испробовали
кучу разных стилей, до 2001 исполняли
исключительно тяжелую музыку. Где-то в
2002-2003-м решили отказаться от дисторшнов и принялись сочинять медленные
печальные композиции, обогатив звучание аккордеоном, духовыми, клавишами и
электроникой."
В 2004-м группа записала ЕР, который не предназначался для издания, а был
сделан специально в подарок группе 7Раса, так как включал кавер на одну из
их вещей. Через год появился
ещё один ЕР. Сейчас "Бананы" работают над полноформатником, где Растич будет
петь. "Параллельно мы занимаемся и ещё одним направлением в творчестве, которое
реализуется на живых выступлениях. Осенью 2005-го на выступлении в клубе 35ММ в
Москве мы записали живой альбом с этой программой, который сейчас находится в
стадии сведения и выйдет весной на лейбле INDIE-GO!", - говорит группа.
Звуки.Ru: -Так-так, а что там о пост-роке?
Рубомяс: - Под эту категорию формально попадает творчество очень многих
групп. Общей для
них лично для меня остаётся некая эмоциональная подоплёка, несущая на себе
печать сентиментальных и романтических образов. Музыка эта, однозначно, сложная
и глубоко индивидуалистичная по своей сути (в контексте диалектического
единства творца и потребителя творческой деятельности). Это музыка "частных"
эмоций, которые аппелируют к личностному чувственному опыту как исполнителя,
так и слушателя. Музыка, с которой можно остаться наедине. Кстати, любопытно,
что у нас, к примеру, фаготист закончил знаменитую Гнесинку, и никогда не
слушав ни одной пост-роковой группы, он, тем не менее, отлично улавливает
настроение этой музыки и успешно воспроизводит его".
Питерский Klever - явление уникальное. Пост-роковая размеренность и
эмоциональность здесь уживается с фолковыми напевами, за которые отвечает
Дмитрий Гольцман. За
шестилетний период состав неоднократно менялся, теперь в команды - барабаны и
гитара, а Митя отвечает за "народные и инародные духовые и недуховые
инструменты" - жалейки, мелодики, дудки. Музыканты называют свою музыку
"независимая психоделика". Недавно взяли басиста, в прошлом году издали
дебютник "In the name of peace and progress". На одном из местных
каналов их
даже согласились прорекламировать - если они сократят свои композиции до 3-4
минут. Но парни настояли на своем.
"Любой новый стилистический ярлык изначально возникает из уст музыкального
критика относительно определённого коллектива и его конкретной работы, -
считает Гольцман. - так и стиль пост-рок был придуман музыкальным критиком X
относительно альбома Y группы Z. То есть определённый набор элементов конкретных
стилей (помню лишь эмбиент, джаз, IDM и что-то ещё) критик назвал пост-роком.
Группы, которые сознательно пытаются играть в стиле 'пост-рок' и, как по
кулинарному рецепту добавляющие в строгих пропорциях разные стили в свою
музыку, могут носить на себе этот ярлык. Собственно, к этому они и стремятся.
Они превращают уникальную музыкальную "точку" в пространстве в "линию", а потом
и в "поток" - в mainstream. Музыканты, изначально играющие что-то своё,
уникальное, доселе не слышанное - пускай они продолжают играть. Не лепите к ним
ярлыки или придумайте какой-нибудь уникальный, собственный. Есть ли пост-рок в
России или нет и какова его судьба - не мне, музыканту, судить. Могу сказать
лишь то, что "Klever" изначально существовал вне стилистики. Мы собрались для
того, чтобы играть инструментальную музыку. Ту музыку, которую способны
воспроизвести наши музыкальные инструменты именно в наших руках. Я считаю, у
нас свой путь.".
Категоричнее всего о судьбе пост-рока в России говорит Алексей Таруц -
основатель проекта Я Слева Сверху. Одноименный диск музыканты собственноручно
издали в начале года, и, пожалуй, их музыка - самая "изломанная" с точки зрения
структуры. На протяжении композиции постоянно меняется темп, тональность,
настроение. Пост-рок ли это в
общепринятом смысле? Ближе к какому-нибудь арт-хард-кору.
"Тот
пост-рок (в узком смысле), который представлен такими ребятами как "Godspeed
You Black Emperor!", "Mogwai" и другими - он очень правильный, логичный,
примитивный (в хорошем смысле), слащавый (в плохом смысле) - и поэтому он не
может не понравится основной массе. Там все построено на избитых приемах -
изначально успешных. У нас немного иные начала, поэтому к пост року в "узком"
смысле мы относимся косвенно, но с уважением" - говорит Алексей.
Вот тебе и раз - оказывается, попса этот ваш пост-рок! Может, и вправду стоит
отказаться от бессмысленных ярлыков, которые только мешают восприятию музыки? В
России наконец-то появилось то, что стоит искать самому, не обращая внимания на
расхожие мнения и штампы. В конце концов, эта разновидность музыки явно не
предназначена для всенародного пивного братания
со слезами на глазах.
Выключите свет и включите сознание.
И послушайте.
1967 – В 1967 году родился московский клавишник Серге́й Серге́евич Чекрыжо́в, участник группы Несчастный случай »»
Z.Z. HILL (1935)
Frankie LYMON (1942)
Moses DILLARD (1946)
Sister Sarah BROWN (1951)
Анатолий "Джордж" ГУНИЦКИЙ (1953)
Patrice RUSHEN (1954)
Frankie KENNEDY (1955)
Marty STUART (1958)
Basia (1959)