Фестиваль "Фолк Рок Форум", отгремевший в эти выходные в Москве, заслужил
внимание примерно двух с половиной тысяч поклонников оригинальной музыки. Я не
говорю "поклонников фолк-рока", потому что в полной мере этому стилю
соответствуют от силы три коллектива из десяти. Остальные исполняют либо
вариации спокойного и красивого фолка, либо невероятный музыкальный коктейль.
Об ингридиентах - чуть ниже.
Праздник четырёхлетия проекта "Археология", а
заодно и первых дней весны,
начался в субботу
в ДК Горбунова ошеломляющим сюрпризом - в качестве разогревающей команды на
сцену вышли лауреаты международных фолк-фестивалей "Osimira" - этно-шоу
из Беларуси, которое в составе семи человек удивительно профессионально
исполняет зажигательную музыку, основанную на древних традициях балтийского региона.
Вообще, такого рода сюрприз был совсем не из приятных, ведь очень многие к
концу сета группы ещё не успели войти в зал - четвёртого марта был аншлаг - и
пропустили единственный на сегодняшний день приезд этого уникального коллектива
в Москву. Благо, на следующий день в "Табула Расе" была запланирована полная
программа выступления "Osimira".
Следом за беларусами на сцену вышли москвичи "Тол Мириам" с программой бардовских песен, смягчённых элементами фолка. Хотя некоторые композиции отвечали именно стилю фолк-рок, местами походя на позднее творчество Тори Эймос (Tori Amos), особенно по силе вокала Елены Ханпиры. В зал постепенно подтягивалась публика, а потому к сету питерских "Dartz" яблоку уже было негде падать.
Развесёлые парни из северной столицы известны нашей публике по первому, летнему "Фолк Рок Форуму" - не запомнить их было невозможно, ведь сталкиваться с поп-музыкой в практически чистом виде на тематических фестивалях приходится нечасто. Именно чистом - благо, без пошлости "Dartz" обходятся спокойно и даже могут раззадорить поначалу ошарашенно притихающий зал. Да и элементы фолка в ограниченном количестве в программе группы присутствуют.
Ну а с выходом на сцену "Tintal" началась, по словам самого
организатора, вторая часть фестиваля, выступление неразлучной тройки
знаменитостей нашей фолк-рок сцены. Хотя причастность первых к кельтскому
фолку ещё надо доказать - за отличнейшим прогрессив-роком с волынками совсем
непросто расслышать кельтские мотивы, особенно, если пытаться сделать это в
Горбушке. В течение недлинного сета группы, который больше походил на отрывки
из разных опер, нежели на цельную программу (и что-то мне подсказывает, что
музыканты были виноваты в последнюю очередь) на сцене играли от шести до восьми
человек, среди которых почему-то не
оказалось барабанщика Спартака Проценко, зато вокалист Фёдор
Воскресенский заменял собой минимум десятерых, рассекая по сцене и неистово
колотя в барабан.
Когда же наконец звук пришёл в себя, то есть стих, "Тинталу" оставалось времени
только на поклон под восторженные овации. Настало время выходить на сцену
безусловным звёздам отечественного фолк-рока - питерским "Тролль Гнёт
Ель", для которой перипетии со звучанием вряд ли могут быть серьёзной
помехой. На
удивление, исполнять новую программу, презентованную недавно в "Точке",
музыканты не стали, ограничившись старыми хитами, которые, впрочем, не сильно
отличаются от новых. Но, цитируя группу, "песни новые сочиняют те, у кого
песни старые - никчемные".
После разбитного пивного фолка "ТГЕ" предстать перед мокрой и истощённой
публикой предстояло
"Мельнице", которая, на мой взгляд, просто создана для завершения
подобных концертов - являясь самым долгожданным коллективом, группа
Хелависы в то же время не заводит зал до изнеможения, а возвращает людям
растраченную энергию, дабы они могли спокойно разъехаться по домам. Итак,
воздух постепенно очищался от клубов табачного дыма (относительно чистая
атмосфера - обязательное условие выступления группы), публика проникалась духом
мелодичных песен "Мельницы", ну а кристалльно чистый звук так и оставался далёкой
мечтой. Под красивую программу, идеально исполненную обновлённым составом
"Мельницы" и вокалисткой в тельняшке, первый день "Форума" подошёл к концу.
На следующий вечер в "Табула Расе" оказались сильнейшие из тех, кто был в Горбушке, и несколько десятков гостей, которых редко можно наблюдать на больших фестивалях. В общей сложности в камерной обстановке клуба собрались порядка ста пятидесяти человек. Первыми выступали "Корни Озёр", которые, как казалось, еле поместились на небольшой сцене. Зато их акустический нео-фолк как-будто специально создавался для исполнения в хороший вечер в уютном зале. Следующими на сцену вышли любимцы "Форума" группа "Вилы" во главе с вокалисткой Василисой, чья манера выступления поначалу изумляет, но по мере усугубления действа всё больше завораживает, а музыка группы начинает казаться чуть ли не шаманской.
Ну а
далее последовало безумное по
энергетике выступление "Osimira", для которых можно было раздвигать
стены - поместиться в небольшом клубе группе со звучанием для стадиона
осказалось непросто. Ну или не стены, а по крайней мере часть московской
публики точно стоило подвинуть - среди присутствовавших отличались нетрезвые
поклонники другой группы, периодически пронзительно скандировавшие её название
во время выступления белорусов. Вообще, "Оси мира" у нас приняли как гостей из
маленькой русской страны где-то за Калугой, а вовсе не как профессионалов
своего дела, чьё имя имеет вес за рубежом.
Следующими после мастеров белорусской этники на сцене материализовались известные рокеры "Оргия праведников", которые мало что имеют общего с фолком, но являются, тем не менее, желанными гостями подобных фестивалей.
1932 – Гленн Гульд, величайший пианист и философ фортепиано, родился в Торонто. Гульд известен на весь мир благодаря своим интерпретациям музыки Баха »»
Colin DAVIS (1927)
Glenn GOULD (1932)
Mike GIBBS (1937)
Onnie MCINTYRE (1945)
Steve MACKAY (1949)
Richard HARVEY (1953)
Александр КОЗЛОВ (1961)
Will SMITH (1968)
T.I. (1980)