У Sparks в нашей стране - совершенно особенная репутация. До начала 90-х о группе упорно молчали в тряпочку пресса и рок-энциклопедии. В эпоху "Gratuitous Sax & Senseless Violins" пара-тройка песен с этого альбома попали в плей-листы радиостанций. Через пару лет какие-то растерянные и в массе своей безграмотные статьи о новых альбомах группы стали появляться в прессе, эфир же по-прежнему безмолвствовал. Да и легальную аудиопродукцию команды можно купить в Москве в ограниченном количестве мест и за очень большие деньги. Вследствие чего мне как-то пришлось долго убеждать одну поклонницу рока 70-х в том, что Sparks - не эстетская техно-однодневка, а группа, имеющая прямое отношение к ее интересам.
То есть при общем легендарном статусе Sparks и солидном количестве их подражателей и плагиаторов в нашей стране, массовая публика их как бы не должна знать. И оба выступления братьев Мэл (Mael) - с обоймой классических хитов и с новой программой "Hello Young Lovers" - были назначены в стенах клуба "Б2", известного своей склонностью приглашать артистов для эстетствующей публики. Так вот, оказалось, что все не так уж плохо, и широкие слои общественности о Sparks прекрасно знают - кстати, как это не прискорбно, благодаря стараниям пиратов, а отнюдь не официальных производителей. И прохождение по очереди через единственную магнитную рамку клуба к гардеробу займет у рядового посетителя концерта 26 февраля минут двадцать. Увы, опять европейских звезд запихивают в шкафчик. Согласен, "Б2" - куда респектабельнее "Точки", так ведь и Sparks покруче металлистов-восьмидесятников будут...
В общем, из-за трудностей прохода в зал начало концерта задержали минут на
сорок. Но вот техники в который раз проверили, на местах ли находятся гитары,
клавиши, полотенца и бутылки с минералкой, и под аккорды intro на сцене
появился Рон Мэл (Ron Mael) - очкастый, усатенький, в галстуке и пальто,
как и на самых старых видеозаписях. Всем свои видом говорящий: "И какого
черта я здесь делаю?.. Ну ладно, будем развлекаться..." Пока он с таким
скучающе-вредным видом дефилировал по сцене, на своих местах появились
остальные музыканты. Последним пулей вылетел Рассел Мэл (Russel Mael) в
полосатом пиджаке и белых штанах и выпалил в микрофон: "Happy hunting
ground, happy hunting ground!" Рон вызывающе неспешно встал за клавиши - и
шоу началось.
На старте своей карьеры Sparks были группой из пяти человек. Позже, в диско-эпоху, братья выступали лишь в сопровождении барабанщика. В нововолновых восьмидесятых состав был расширен до шести человек и в нем появился второй клавишник. Когда компьютерные платформы стали достаточно мощными, Рон и Рассел решили было выступать дуэтом, как какие-нибудь звезды евро-поп, однако ситуацию изменил их исторический джем-сейшн с Faith No More в 1997 году. "Я опять наслаждался игрой в настоящей группе с гитарами, басом и ударником, а не вечным топтанием у компьютера", - рассказывает Рон Мэл.
В общем, Дин Мэнта (Dean Menta), гитарист последнего состава Faith No More, до сих пор играет в составе Sparks. Как и пришедшая в начале 90-х барабанщица Тэмми Гловер (Tammy Glover), которая, кстати, перестала наконец пугать публику "готичными" причесонами. Второй гитарист, Джош Клингхоффер, и оголтело брит-поповым обликом, и манерой истязать гитару, в полной мере проявленной во время исполнения "Bon Voyage", несколько напоминает небезызвестного Бернарда Батлера, не слишком удачно сотрудничавшего с группой в 2001 году. Басист держался на заднем плане, пел много бэков, и был вооружен таким же нахально долбящим по низам "Риккенбеккером", что и Мартин Гордон из классического состава.
Ну, и конечно же, сами братья. Причудливый голос Рассела за три с лишним
десятка лет не потерял и капли силы и гибкости, а его энергии могут
позавидовать многие молодые музыканты. Сурово-обвиняющий вид и каменная
неподвижность старшего брата Рона почему-то не стали таким же символом
рок-н-ролла, как раскоряки Яна Андерсона или Джо Кокера, зато действуют, как
удар в челюсть. Особенно во время одной из пауз, когда этот "комик без улыбки"
вдруг выбрался из-за клавиш, дабы с каменным лицом и руками в карманах отбить
чечетку. Или сменил свой синтезатор "Roland" на другой - с клеймом "Ronald".
Прямо как-то неловко становится, что тут ради праздной публики такой серьезный
и строгий гражданин кривляется.
Хиты сыпались на публику, как из рога изобилия. Трогательный марш "Hospitality On Parade", гротесковая "In The Future", некое техно с точки зрения Жюля Верна, бронебойная баллада "Never Turn Your Back On Mother Earth", великолепные "Something For The Girl With Everything" и "Amateur Hour", и конечно же, "This Town Ain't Be Enough For Both Of Us"... Особому обновлению старые песни не подвергались. Лишь знаменитый диско-хит "Number One In Heaven" прозвучал ближе к известной по "Plagiarism" трактовке Тони Висконти, нежели к классической версии Джорджио Мородера. Сейчас у Sparks чрезвычайно сильный состав, с легкостью исполняющий и глэмовые боевики 70-х, и волновые шлягеры 80-х вроде "Where's My Girl", и техно-номера 90-х. Увы, из них в концерте была представлена лишь "When Do I Get To Sing My Way". Было бы интересно услышать, как сейчас могли бы прозвучать такие широкие жесты в адрес техно-культуры, как "When I Kiss You", или "Now That I Own The BBC".
Зато в программе нашлось место самым современным изысканиям группы. После моторного номера "Aeroflot" из неоднозначно принятого альбома "Balls" команда неожиданно выдала свеженькую "The Rythm Thief" - практически а-капелла, в шесть голосов, с минимальным использованием струнной "подкладки" и том-баса. А также водевильную "Suburban Homeboy", в мелодии которой многим россиянам до сих пор чудятся отголоски своего государственного гимна. Последним номером, отпустив со сцены всех музыкантов, братья исполнили "Change" - песню, которая могла бы быть девизом ко всем их музыкальным перевоплощениям.
Публика долго не желала расходиться. Не стоило, однако, забывать - наше близкое знакомство со Sparks только начинается. Вечером следующего, 27 февраля группа должна была представить публике совершенно новую программу, построенную на большем количестве номеров с "Lil' Beethoven" и нового, свежевышедшего "Hello Young Lovers"...
P.S. Забавно, но от этого концерта у меня не осталось никаких сувениров. Билеты отбирались при входе в зал. Пронести фотоаппарат или диктофон я и не пытался. За туровыми фэн-журналами в фойе была клаустрофобическая очередь. Последнюю афишу в дощатой галерее входа отодрал от стены кто-то другой. Даже блокнот со списком исполнявшихся в тот вечер песен был нагло похищен в давке на выходе у меня из кармана. Остались лишь воспоминания. Но эти воспоминания я не променяю ни на что на свете...
Что хорошо в поп музыке - простота и
жизнерадостность. Что хорошо в роке - энергия и насыщенность звука.
Sparks добавили к этому изысканность, характерную скорее для классических мюзиклов, и иронию.
Подробности из жизни:
'Усы Рона Мэла важнее для поп-музыки, чем гитарные соло Джона
Леннона' ('Melody Maker')
'Сам дурак' (Джон Леннон)
Лица телеведущих европейских музканалов выглядят
удивленными: "А следующая
песня... Да, та самая, что так стремительно взяла приступом наш хит - парад...
Короче, группа называется Sparks, и как мне подсказали редакторы, этой группе
уже лет двадцать. Или больше. А у нее танцевальный хит. Можете себе
представить? Вот и я с трудом. Тем не менее - Sparks!"
Так осенью 1994 года мир поп-музыки вздрогнул от возвращения братьев Мэл
(Mael). Вздрогнул - что нехарактерно. Обычно от братьев Мэл людям
становится весело и
хорошо. Хочется танцевать энергичные танцы, делать жизнерадостные глупости, а
потом пойти в музыкальный магазин и попытаться найти тот альбом Sparks,
которого еще нет в коллекции.
В мире поп-музыки принято один раз поставить на лбу артиста несмываемый
классификационный знак жанра и засунуть беднягу на…
1950 – Родился Александр Николаевич Буйнов - советский поп-певец, клавишник, автор песен, шоумен »»
Dave APPELL (1922)
Sidney SEIDENBERG (1925)
John MEEKS (1937)
Holger CZUKAY (1938)
Mike KELLIE (1947)
Lee OSKAR (1948)
Анатолий КРУПНОВ (1965)