Троицкий А. К.
Я введу вас в мир ...поп. - М.: Время, 2006.
Авторитет журналиста Артемия Троицкого высок, каждое слово - высечено в
веках. К примеру, фраза "коммерческие возродители примитивного рока",
походя брошенная им в адрес Creedence Clearwater Revival в статье о
Deep Purple (Пятерка темно-лиловых \ Ровесник. - 1975. - 3), ныне
прилежно воспроизводится каждым новым отечественным автором книги о группе.
Парадоксов друг, в 1992 году Троицкий совершил неожиданное открытие:
"Единственный человек, взращенный на ниве советского рока, который имел
безусловный успех на Западе - это я" (РокАда. - 1992. - 3).
Перевалив за пятидесятилетний рубеж, Артем продолжает анализировать массив
популярной музыки - ощущая, правда, "легкое неудобство от того, что прихожу
на концерты и оказываюсь там самым старшим". Один из немногих в наши дни
трансляторов здравого смысла в наиболее ехидной и саркастичной из форм, он
пишет статьи и книги, ведет теле- и радиопередачи, обучает молодых продюсеров и
ведет спецкурс музыкальной журналистики в МГУ. Книга "Я введу вас в мир
...поп" - сборник стенограмм лекций этого курса, фактически полноценное
учебное пособие по вышеозначенному предмету, собранное молодым журналистом и
инициатором публикации (да и самого спецкурса) - Ильей Стечкиным.
Косметической шлифовке представленный материал не подвергался. "Некоторые формулировки могут хромать, зато веселая атмосфера занятий сохранена полностью", - пишет Троицкой во вступлении. В общем-то, редактирование подобному материалу и не нужно. Во-первых, сам по себе предмет лекций - материя скоропортящаяся, и углубленная работа над текстом лишь задержала бы его путь к читателю. Во-вторых, "первое слово дороже второго" - особенно едкие в своей спонтанности формулировки после какой-либо правки неизбежно потеряли бы часть своей убойной силы. Приглашенного на одну из лекций в качестве учебного пособия Вячеслава Петкуна лектор рекомендует аудитории так: "известный оперный певец, исполнитель партии Пьеро в мюзикле Карабаса-Барабаса". В свою очередь, "учебное пособие", помимо пения в мюзиклах занимающееся вопросами связей своих коллег с общественностью, тоже не прочь высказаться, как прихлопнуть: "Муж-продюсер. Сейчас их много. Я вот не понимаю, что за забава такая, чтобы жена пела".
Спецкурс Троицкого небезынтересен сам по себе: фактически, он представляет собой серию ток-шоу для аудитории людей, пытающихся разобраться в "кухне" шоу-бизнеса. Среди "учебных пособий" представлены в ассортименте: музыкальные журналисты,
программный директорат радиостанций, представители фирм звукозаписи, концертные
администраторы, артисты, продюсеры и другие официальные лица. Особый интерес
может представлять опыт рок-музыкантов, выступающих также в смежных областях
деятельности. Например, один из лучших семинаров был записан с участием
Александра Ф. Скляра, изредка примеряющего на себя роль радиоведущего.
Книга содержит ряд небезынтересных сведений о подводных камнях шоу-индустрии и
кучу забавных баек. Скажем, даже богатый рокерский опыт не смог помочь тому же
Скляру по-настоящему разговорить во время интервью Ника Кейва
(комментарий: "Значит, он просто был нераскумаренный..."). А опыт
скандально известного Ивана Шаповалова вряд ли может быть использован
кем-то практически. Как можно заключить из лекции с участием этого персонажа,
его успех - это всего лишь случайно результативный алхимически-трансгрессивный
тычок в стену. На момент лекции еще не было известно, что все последующие
попытки Шаповалова выехать на схеме "скандальная тема - формально прилагаемая
музыка" будут обречены на провал. Однако отсутствие у данного "продюсера"
каких-либо конструктивных идей было зафиксировано уже тогда. Фактор случайности
в шоу-бизнесе играет очень большую роль, и зачастую за каким-то "большим
событием" не стоит ровным счетом ничего здравого. Давно пора было озвучить эту
мысль с привлечением конкретных примеров.
Среди появляющихся в последние годы неплохих книг по теории и практике
шоу-бизнеса работа АКТ - одна из самых верных - благодаря отсутствию излишнего
пиетета по отношению к предмету исследования. Индустрия поп-музыки представлена
здесь не незыблемым храмом с колоннами, а великой "всеобщей мешаниной",
спутанным мотком нелогичных вообще, но непротиворечивых внутри себя
условностей.
Смысл в том, что рубить эти гордиевы узлы при наличии здравого
смысла и внутреннего стержня необязательно.
Может, это и не узлы вовсе.
Дата рождения:
16 июня 1955
1980 – Власти ЮАР по политическим мотивам запретили пинфлойдовскую песню Another Brick in the Wall. Советские газеты выступили с критикой, поддержав музыкантов. Но строчка "Брежнев взял Афганистан" со следующего альбома группы заставила СМИ изменить точку зрения »»
Richard "Groove" HOLMES (1931)
John VERITY (1944)
Lesley GORE (1946)
Валерий ГЕРГИЕВ (1953)
Elliot GOLDENTHAL (1954)
Alec EMPIRE (1972)
Lily ALLEN (1985)