Пожалуй, сегодня группа Тарпач - одни из немногих достойных
представителей минской андеграундной сцены. Существует с 2002 года. Лауреат
фестиваля "Басовiшча-2004" (Польша). В качестве приза
группа получила возможность записать материал в белостокской студии "Rembrant".
Так родился альбом "Усё Будзе..."
В наше нелегкое время, когда развлекательная функция массового искусства, в том
числе и рок-н-ролла, выдвинулась на передний план, у подавляющего большинства
рок-фанов разговоры о политической злободневности могут вызвать желудочные
спазмы, а в лучшем случае - безразличие. Впрочем, те, кто нынче проживает в
Республике Беларусь, либо хорошо помнят доперестроечный Совок, либо узнает о
происходящих в этом государстве событиях с подачи канала НТВ, радиостанции "Эхо
Москвы" или сайта "Хартии-77", поймут
меня правильно и воспримут представленный материал если не с воодушевлением, то
адекватно. Или хотя бы ради любопытства прослушают диск белорусской группы,
которая "категорически против". Любопытство будет оправдано, - естественно, при
условии понимания, пусть поверхностного, белорусского языка.
"Усё Будзе..." ("Всё Будет...") - альбом концептуальный от и до. Интерпретации
названия могут быть диаметрально противоположными. Авторам материала -
вокалистке группы Светлане Сугако и гитаристу Змитеру Остапуку -
не откажешь в активной гражданской позиции. Однако политизированность Тарпача -
равно как и чуть ли не всего белорусскоязычного рока, - нередко пытаются
преувеличивать как "слева", так и "справа", возводя в ранг некой парадигмы.
Кто-то видит "политику" даже в оформлении буклета, трактуя, например,
изображенную на лицевой стороне крышу заброшенного дома в окружении деревьев
как символ гибнущей Беларуси посреди процветающей Европы. Однако обратимся к материалу.
Открывающая альбом композиция "Хутчэй" проникнута кафкианским
иррационализмом и вызывает ощущение острого дискомфорта. "Чаго Чакаць" и
"Не?ратуеш" страдают чрезмерным пессимизмом. "Радыяцыя" -
смысловой центр альбома. Радиация в данном случае - метафора апатии, охватившей
все белорусское общество... Автору можно ответить высказыванием, приписываемым
то Готфриду Лейбницу, то Фридриху Энгельсу, то Отто Бисмарку, - о том, что
каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает. "Гэта Мой Сон"
- кратковременное погружение в мир сартровских образов. Ее герой остро ощущает
свою заброшенность в чуждый ему мир. "Усiм Цiха" отражает настроение
сознательного белоруса - патриота и пассионария, переживающего за Родину.
"Будзь Сама Сабою" - апология однополой любви. Пожалуй, это единственная
композиция, не вписывающаяся в концепцию альбома. "Шышкi Ганджубасу" -
кавер на песню группы Skunk Anansie "The Skunk Heads" (перевод на
белорусский сделан Светланой Сугако и Викторией Журавлевой). Тарпачу вполне
удалось сделать эту композицию "своей". Снимаю шляпу! Завершает альбом песня
"Усё Будзе Добра", исполненная неиссякаемого оптимизма: как бы тяжело ни
было, жизнь все-таки продолжается.
Стилистику Тарпача можно приблизительно обозначить как панк с элементами дума
(аналогии с первоисточниками проводите сами). Гитарные соло Змитера
Остапука и Андрея Макарова, да и общий профессиональный уровень,
наглядно свидетельствуют о том, что группа способна на большее. Единственный
минус альбома заключается, как ни странно, в высоком качестве записи и
сведения. Материал тщательно прилизан, все шероховатости сведены к минимуму.
Вокалу Светланы не хватает родной белорусской "грязи", которая в данном случае
имела бы смысловое и драматургическое значение. Все-таки Тарпач лучше
воспринимается "живьем".
Диск мультимедийный. "В нагрузку" к 9 композициям слушателю предлагается
фотоальбом, в том числе несколько снимков с вышеупомянутой "Басовiшчы".
В общем и целом первый блин не оказался комом. Несмотря на некоторые огрехи
издания, дебютная работа Тарпача располагает к оптимизму.
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)