Над постмодернизмом давно уже принято
стебаться: делать "куклу куклы", как учит
нас Пелевин, не актуально, сойдет разве что, когда "кукла делает деньги". Между
тем, сам постмодерн тем временем из главного хулигана и сотрясателя устоев
успел превратиться в нормальный художественный прием, которым пользуются все.
То есть совсем все. То есть... даже цыгане.
Опера Горана Бреговича "Кармен со счастливым концом" в заполненной
Горбушке началась вообще без музыки. Мимо публики, рассаженной в партере на
безжалостных советских креслах, через зал по одному проходили музыканты
Оркестра свадеб и похорон - ладно уж, все-таки играли, но по паре
музыкальных фраз - подходили к сцене и говорили фразы уже обычные, рассказывая
свой кусок истории. Начала все по-цыгански (а как еще?..) пышная
Клеопатра, единственная, сразу появившаяся на сцене и говорившая
почему-то, кажется, по-испански, а не по-сербски, как шло все остальное
действие. Слова их дублировались русскими субтитрами на экране над сценой,
благодаря чему не в курсе истории не остался никто - кроме, возможно, тех
представителей, вообще-то, респектабельной публики, которые всю первую половину
оперы неутомимо бегали вон за пивом или по зову мобильного.
Изначально Брегович, по собственному признанию, писал не оперу, а сценарий, и
это заметно. Если бы два главных арт-балканца (он с Кустурицей) не
расплевались, из этого бы мог выйти знатный фильм - фактически, в дискографию
Кустурицы вписался бы бесшовно. Но не потому, что плагиат - конечно, понятно,
кто здесь на кого мог повлиять, но все-таки дело в первую очередь в общем
балканско-цыганском духе, которым оба они живут и дышат. Пытаться получить на
него копирайт - это примерно как приобрести в собственность запах клубники. О самой
истории говорить, пожалуй, не стоит: хоть диска с оперой пока еще и нет, лучше
все-таки самому, а не с чужих слов. В общем, завязка здесь уже изложена (опера об опере в
опере...), а что до окончания... оно такое, какое следует, и тут ни добавить,
ни убавить.
Историю сам Брегович, вышедший на сцену (в роли одноглазого барабанщика),
рассказывал довольно долго: фактически, это был уже даже не театр, как когда
выходили остальные музыканты, а какое-то давно забытое искусство словесного
рассказа, которое, как оказалось, на многое способно и в наши дни - был бы
рассказ хороший. Задействовали даже графику: в программках, в изобилии
разбросанных по фойе, не было либретто, а были только рисунки, при помощи
которых Брегович и объяснял происходящее. И только потом все плавно перешло в
собственно оперу. Действительно оперу, и действительно цыганскую. Описать это,
по-хорошему, наверно, и не возможно. Поскольку Брегович все-таки стал папашей
совершенно независимой современной музыкальной традиции: есть рок, есть
классика, есть джаз, есть хэви, электроника... а есть некий балканский жанр. Не
Бреговичем изобретенный, а выросший из местной музыки и местной жизни так же,
как джаз и блюз (а за ними и рок-н-ролл) выросли из плантаций Нового Орлеана. С
непринужденностью виртуозов выдуваемая из латунных жерл (кроме духовых и
вокалистов, в Оркестре свадеб и похорон выступали только два барабанщика,
причем один - сам Брегович) музыка со своим уникальным спектром настроений - и
веселье, и депрессия здесь совершенно свои, чтобы представить, их надо слышать.
Впрочем, кто не слышал Бреговича?
В "Кармен..." Брегович фактически довел все свои разработки до некой
финальной стадии - развернулся во всю ширь. Что и понятно, ведь теперь никаких
ограничений у него не было: это не саундтрек, не коллекция этно-поп-песенок, и
даже свою склонность к экспериментам он в последнее время успел утолить.
Осталась вот эта балканская цыганщина в чистом и эпическом виде. При желании в
этом можно было увидеть подобие звуковой дорожки к мюзиклу (который, в конце
концов, и есть внук оперы), или натуральной классической оперы, или
этно-проекта (особенно в вокальных партиях с их квази-азиатскими модуляциями).
Торчали и уши академической музыки: Брегович свои произведения все-таки делает
довольно сложными и насыщенными, на свадьбах и похоронах так вряд ли играют.
Однако это можно и не заметить, поскольку никуда не девается лаконичная
точность ведущих мелодий, благодаря которой каждая вещь потенциально -
настоящий хит, и то, что "Золотой поезд" или главную тему не будут крутить по
радио - это позор для и так уже опозоренного радио, а не промах композитора.
Полное путешествие от момента, когда Кармен (Клеопатра) поддается на
обещания румына Чаушеску, и до явления усатых ангелов заняло, пожалуй, около
часа. В это время Брегович и его музыканты успели провести слушателя от жестких
драматических коллизий к сияющим высотам стеба и абсурда (включая подыгрывание
музыкантам на крышках пластиковых баков для мусора) и обратно, нацитироваться
исходной "Кармен" Бизе, обсыпаться бутафорским снегом, и
дождаться, наконец, этих самых усатых ангелов. После этого провокатор Брегович,
долго раскланиваясь на бис, убедил самых нетерпеливых, что уже все, а когда те
убежали, собрав цветы от преданных поклонников, еще два раза возвращался к
темам из своей оперы ("не знаю, как вам, а мне еще рано ложиться спать"); они
даже сбацали - ну, не "Калашников", но "Ederlezi". И в итоге
удалились, оставив по себе хитрую улыбку Бреговича и так и не дав понять, что
же здесь было всерьез: стеб, драма, ангелы, реальность, цыгане или опера.
Впрочем, ответ известен еще со времен "Underground": все понемногу.
Такой вот новый цыганский постмодерн на вечные темы.
1972 – Родился Майк Дёрнт, бас-гитарист и бэк-вокалист группы Green Day. Хоть основным лириком в группе является Билли Джо Армстронг, Майк написал тексты к песням «Emenius Sleepus», «J.A.R.», «Scumbag» и «Ha Ha You’re Dead» »»
Maynard FERGUSON (1928)
Ron CARTER (1937)
Nickolas ASHFORD (1943)
Mick MARS (1951)
Jackie JACKSON (1951)
Joseph BURTON (1952)
Сергей Викторович ОВСЯННИКОВ (1959)
LITTLE BOOTS (1984)
Леонид НАРУШЕВИЧ (2001)