Группу Yes вряд ли можно отнести к
стану самых новаторских и влиятельных музыкальных объединений нынешнего
времени, хотя именно эти музыканты, наравне с Pink Floyd, Rush, ELP
и другими стояли у истоков понятия, превратившегося позднее в устойчивый термин
- progressive rock. При этом живая легенда время от времени записывает
студийные работы (надо сказать, весьма достойные), раскатывает с
концертами по довольно-таки вместительным площадкам, - одним словом, о скатывании
в лагерь Nazareth-Uriah Heep говорить рано.
Отношения между
участниками YES известны давно и всем: они не плохие - они необычные. Зачастую
это приводит к текучке кадров, отмене гастролей, сериям громких заявлений и
т.д. Сейчас же группа, справив свое 35-летие, находится на очередном пороге
творческих раздумий. Рик Уэйкман (Rick Wakeman), например, серьезно
помышляет об окончательном уходе на пенсию, остальные же участники группы полны
сил и планов.
Джона Андерсона (Jon Anderson) нельзя назвать бессменным участником
группы, однако именно он занимает пост вокалиста YES
в течение всей своей карьеры, без труда добившись того, что именно его голос
является визитной карточкой группы. В свое время Андерсон был не менее известен
и своими совместными трудами с Вангелисом (Vangelis) и Китаро
(Kitaro), а в этом году совершенно резонно решил воспользоваться
неопределенностью в отношении будущего YES, занявшись собственной карьерой. Как
говорится, пока есть силы, то планов - хоть отбавляй. Джон
Андерсон летом этого года выпустил свой первый DVD и впервые за долгие долгие
годы посетил старушку-Европу в качестве сольного артиста, производя фурор со
своими one-man show весь сентябрь и октябрь. Нам удалось застать маэстро в фойе
гостиницы Intercontinental в Будапеште.
Звуки.Ru: - Джон, вы сейчас отправились в сольное турне. Что это значит для публики - более-менее понятно, а в чем для Вас заключается основная разница между самостоятельными гастролями и турне с YES?
Джон Андерсон: - Турне с группой означает серьезный продакшн, репетиции, работу на большой сцене, работу со светом, постоянно приходится друг под друга подстраиваться, учитывать особенности каждого из нас. Например, на гастролях я больше общаюсь с Риком Уэйкманом (Rick Wakeman) и Аланом Уайтом (Alan White), нежели чем с Крисом (Chris Squire), так как он сова, человек-вечеринка, его постоянно с утра приходится ждать в автобусе (смеется). Сейчас же я гастролирую один, со мной - лишь моя супруга и это намного более расслабляет: я не испытываю практически никаких стрессов. Ведь если группа находится в турне и кто-то себя неважно чувствует - не важно, физически или морально, - это становится не только его, но и общей проблемой. Yes - это, в конце концов, семья, и в таких случаях ничего не поможет лучше, как групповая терапия.
Звуки.Ru: - Как бы Вы могли описать в нескольких предложениях текущую ситуацию вокруг YES?
Джон: - Группа - это как автобус,
который движется вперед, оставляя
позади тысячи,
десятки тысяч километров, годы и десятки лет, и в конце концов появляются
разногласия, куда этот автобус должен двигаться дальше. Два человека хотят
ехать направо, двое хотят ехать налево, посередине остается лишь ударник: он
хочет просто играть (смеется). В таких случаях проще и эффективнее всего взять
тайм-аут и хорошенько все обдумать, пока не будет достигнуто согласия. Мы уже
оказывались в подобных ситуациях несколько раз и такой рецепт срабатывал. В
конце концов, музыка должна быть приключением, она не может быть рутиной.
Например, Рик вообще заявил, что в следующем году он собирается окончательно
уйти на пенсию. Но это он говорит сегодня, я не знаю, что он скажет завтра - это
же Рик!
Как бы это сказать, ведь история длинною в 36 лет для группы это очень
солидный и серьезный срок, - тем более для такой группы, как YES. Мы никогда не
были такими масштабными, как Rolling Stones, Брюс Спрингстин, U2 или
Стинг, и тем
не менее, мы здесь, мы живы и здоровы.
Звуки.Ru: - Это значит, что в ближайшее время Вы, Джон, сможете больше времени посвящать реализации собственных планов, не так ли?
Джон: - После окончания европейских гастролей я займусь своим оркестровым проектом с бразильским певцом Милтоном Насиаменто (Milton Nascimento), мы записали несколько совместных идей еще десять лет назад - и вот сейчас появилась возможность опробовать их в Южной Америке. Я планирую дать несколько концертов в Китае и юго-восточной Азии, Новой Зеландии, - словом, в тех местах, куда я так и не добрался с YES. У меня уже подписан контракт на запись DVD для одной мультипликационной студии. В общем, мне будет, чем заняться (смеется).
Звуки.Ru: - Я думаю, что немало музыкантов могут выстроиться в очередь, узнав, что вы сейчас не заняты YES.
Джон: - Да, кстати, я собираюсь поработать с ребятами из California Guitar Trio, записать с ними пластинку с участием Тони Левина (Tony Levin), он, правда, еще об этом не знает (смеется). Я живу в небольшой деревеньке неподалеку от Голливуда, так я периодически делаю какие-то работы с местными музыкантами. Это все на таком полулюбительском и локальном уровне, но удовольствие доставляет всем нам.
Звуки.Ru: - YES окружало не мало сплетен и слухов относительно ваших взаимоотношений...
Джон: - Мы никогда не выносили свои отношения на суд общественности, да и особо скандальной группой мы тоже не были. Конечно, у нас были какие-то разногласия и даже конфликты, но покажите мне группу, которая счастлива! Нет таких, а если и говорят, что ест -, значит, врут. На 5 процентов мы спорим и на 95 - мы соглашаемся друг с другом. Мик Джаггеру (Mick Jagger) тоже есть о чем поспорить с Китом Ричардсом (Keith Richards), еще бы, один из них "Сэр", другой - нет.
Звуки.Ru: - А что касается финансовых разногласий, вы их тоже избегали?
Джон: - Нет, на этом поприще у нас все было спокойно. Потому что финансовая часть была очень хорошо организована, и нам было не о чем спорить. У меня как-то раз спросили, что для меня главнее - музыка или деньги? Конечно, музыка: ведь деньги ты со временем начинаешь получать именно за нее. Если чувствуешь в себе способности - твори, а эмоциональная и финансовая подпитка обязательно придет со временем.
Звуки.Ru: - Какова сейчас атмосфера в группе применительно к 70-м?
Джон: - В 70-х мы были более потерянными, а с годами мы стали, как ни странно, более независимыми. Раньше это был все рок-н-ролл, а сегодня я хожу на гастролях по городу со своей любимой женой Джейн и любуюсь достопримечательностями. Я сейчас гораздо уютнее себя чувствую творчески, чем прежде. Я думаю, что все остальные участники YES ощущают то же самое.
Звуки.Ru: - Джон, в рядах YES в 90-х годах отметился и наш соотечественник Игорь Хорошев. Что это была за история?
Джон: - О, этот crazy russian (смеется). Вначале он был классным парнем, между прочим. История началась тогда, когда мне кто-то дал его запись, где он играл на фортепьяно и играл YES. Я послушал и внимательно и подумал, "Чёрт, а этот парень кто бы он ни был потрясающе играет". Диск был подписан, как Ivan Khoroshev и я позвонил этому парню: "Айван, привет, это Джон Андерсон из YES, ты бы не хотел прокатиться из Бостона в Голливуд на репетицию? Покажешь, что умеешь". Игорь был в этот момент с какого-то перепоя и просто чуть трубку не выронил от удивления. Он согласился, а потом выпалил, что он не Айван, а Игорь, а вообще он стесняется представляться русским именем Игорь, на что я возразил: "Игорь, секундочку, а Стравинский тоже стеснялся своего имени?" Это его убедило и он опять стал Игорем. Ну, а через год где-то у него началась мания величия, ему начало казаться, что YES - это он сам, вел себя, надо сказать, непозволительно, и нам пришлось с ним распрощаться. Где он сейчас и что он делает - не спрашивайте, не знаю. Он и так был парнем с какой-то мутной судьбой.
1924 – Родился Чет Эткинс (настоящее имя - Chester Burton Atkins) - знаменитый гитарист, композитор и продюсер. В конце 50-х руководил знаменитой рекорд-студией RCA. Чет записал более 30 сольных альбомов. В 1973-м году включен в Зал музыкальной славы »»
1942 – В Калифорнии родился Брайан Уилсон - старший из братьев Уилсонов, главный автор серф-хитов The Beach Boys. И папа Wilson Phillips »»
1969 – Дэвид Боуи выпустил сингл "Space Oddity", написанный под впечатлением от "Космической одиссеи 2001" Стэнли Кубрика. Трэк достиг 1 строчки британского чарта лишь после переиздания в 1975 году и до сих пор считается одной из самых лучших работ исполнителя. Главный герой песни, вымышленный космонавт… »»
Chet ATKINS (1924)
Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (1932)
Николай Николаевич ДРОЗДОВ (1937)
Bob PORTER (1940)
Brian WILSON (1942)
Lionel RICHIE (1949)
Peter Laurence GORDON (1951)
Cyndi LAUPER (1953)
Chris CORNELL (1964)
Twiggy RAMIREZ (1971)