"22-го июня, ровно в 4 утра..." - не знаю, правда, как насчет времени, но
точно в этот день где-то в районе Уральского хребта сорок шесть лет назад
появился на свет Владимир Владимирович: - нет, не гарант нашей Конституции, а
лидер группы ЧАЙФ Шахрин. Оказавшись недавно на родной земле, я
не смогла отказать себе в удовольствии повидаться с одним из любимейших своих
музыкантов, поздравить его с наступающим, а заодно и "покалякать о делах наших
скорбных" (практически в прямом смысле, как оказалось в процессе разговора) за
чашкой неизменного чаю, тут же при входе на студию любезно предложенного мне
Володей, которого я, к тому же, еще и нагло оторвала от работы над новым
альбомом. Впрочем, речь нас почему-то сразу зашла не о новых песнях группы
Чайф, а о прошедшем накануне в Екатеринбурге концерте ДДТ,
собравшем меньшее число народу, чем ожидалось. Самого Шахрина, кстати, это
даже не очень удивило - скорее, расстроило:
В.Ш.: Я думаю, в том, что зрителей стало меньше на концертах, есть
несколько причин. Первая - это, конечно, вековая страсть российского народа к
халяве - мол, концерт должен быть бесплатным. За последние 5 лет многие
артисты, и мы, в том числе, старательно к этой халяве людей приучали. Огромное
количество пивных фестивалей, концертов телефонных там кампаний, предвыборных,
праздники всяческие: День молодежи, День металлурга, День города, День
выпускника, - на которых все артисты - любого уровня! - всегда играют
бесплатно! И вот они, в итоге, приучили людей, что все будет бесплатно - люди
просто уже не хотят отдавать деньги за концерты. Вот ты делаешь любой концерт
популярной группы бесплатно, и будет стоять столько народу, сколько есть
обозримого места для него - хоть 50, хоть 70 тысяч людей! А стоит сделать
билет хоть по 50 рублей - тут же количество зрителей резко сокращается... То
есть, первое - это халява, с которой непонятно как бороться, поскольку
экономическая ситуация такова, что никак с этим не и поборешься...
А вторая проблема, как мне кажется, заключается в самих музыкантах,
которые играют рок-музыку. Я вот, слушая последние записи молодых групп,
которые мне присылают (ну, естественно, и "взрослых" тоже, кого я слышу),
понимаю, что, в основном, это очень тоскливая музыка. Она не то, чтобы грустная
или печальная - она именно тоскливая! В ней мало какой-то живой энергии, какая,
например, безусловно, есть в группе ДДТ, у которой даже самые серьезные песни
звучат очень мощно, в них есть некая физическая энергия! Еще у некоторых
коллективов, являющихся положительными примерами, к которым я отношу и группу
Чайф, конечно же, присутствует еще и какая-то сексуальная энергетика, какой-то
позитивный взгляд на жизнь, когда музыка становится бодрой, веселой и
энергичной. А у молодых групп идет в музыке одна тоска - там мало эмоций,
радости, веселья, какой-то сексуальности... Пусть это будет озлобленность,
негодование, но это будут эмоции! Она же идет у них очень ровно - некий, как-то
странно спроецированный на российскую действительность, британский шик. Вот они
жуют такую жвачку, и не поймешь, весело им или грустно... И как-то у англичан
это убедительно получается, а у нас, мне кажется, никак!
И в этом отношении вся наша поп-музыка, такая радостная - если весело, то
хохочешь, ну, а если уж лирика, то прям сопли на рукав наматываешь - весьма
успешна, потому что это абсолютно в российском менталитете, это людям, живущим
в нашей стране, понятно и близко! Поэтому, я считаю, кстати, успех группы Чайф
той же самой не в том, что это попсово, а потому, что у нас или грустные песни,
или нервно-эмоциональные, или очень веселые, или откровенно разгильдяйские -
это всегда яркая и понятная эмоция! Я думаю, что вот эти две составляющие
специфики нынешнего состояния российской рок-сцены как раз и дают этот
глобальный неуспех.
Ну, это ладно - на нас, "стариков", еще ходят реально! А молодые группы...
Мы делали отборочные концерты на "Старый Новый Рок", в которых играло по 10
групп, билеты по 50 рублей, в хорошем зале, где тепло, зимой - на дачу ехать не
надо, и продавалось 50-100 билетов от силы! Неинтересно людям было! Так что
проблема не в том, что "попсня" наступает, а проблема в нас самих, и очень
большая проблема!
Звуки.Ru - Может, время стадионных концертов прошло совсем?
В.Ш.: Ну, наш концерт в "Олимпийском" вроде показал, что еще не очень прошло.
Звуки.Ru - Ну, это же ВАШ концерт в "Олимпийском"
В.Ш.: А во всем мире стадионные концерты дают единицы из тысяч играющих музыкантов! Практически вся манчестерская сцена играет на 150-200 человек, и вся модная музыкальная тусовка, которая, казалось бы, сейчас самые-самые звезды на MTV - все играют в крошечных залах и на больших фестивалях. Большие площадки - это чаще всего, фестивали, а сами по себе никто не собирает огромные стадионы! Это могут себе позволить U2, Aerosmith, Rolling Stones - то есть "дядьки" такие уже, монстры, а из молодых я даже не знаю, кто может собрать сейчас стадион. Может, наверное, это сделать Мадонна, но она уже тоже, в общем, не девочка...
Звуки.Ru - Тебе самому, где больше нравится играть - на больших площадках или в клубах?
В.Ш.: Ну, совсем большие, честно говоря, я не очень люблю. Когда я не
вижу последний ряд, лица людей, когда это переходит в толпу, то меня это
немножко смущает. А в клубах, поскольку мы там играем редко, то для нас это
экзотика! (улыбается) И для меня люди, которые стоят на расстоянии полметра, и
ты с ними разговариваешь, не напрягаясь - это, конечно, экзотика. Бывает,
конечно, что подвыпившие мешают играть, лезут на сцену, бывает, что фотограф
какой-нибудь дурацкий сядет перед тобой, и ты понимаешь, что он снимает
какие-то абсолютно жуткие и отвратительные снимки - снизу, когда ты с открытым
ртом - чудовищные просто, и он делает это в течение часа-полутора...
По большому счету, для нас идеальный зал - это Горбушка, ДК МАИ - то есть
одна-три тысячи человек, стоячий партер, но таких залов очень мало в стране, к
сожалению...
Звуки.Ru - Вы в конце мая
проехались по Германии, как там дела обстояли?
В.Ш.: Это тоже были клубы - от пятисот до полутора тысяч человек. Но,
в принципе, отличный вариант! И если учесть, что это было такое приключение, мы
проехали почти три тысячи километров, мы меняли места, и это была чужая страна,
и у нас даже было три дня вообще свободных - мы отыграли четверг, пятницу,
субботу, воскресение, а потом отдыхали - съездили в Амстердам, после этого день
отлеживались... (смеется) Это было очень приятно - это такое приключение, как
некий бонус!
И люди, конечно, на этих концертах счастливы как-то по-особенному. Для них
это настолько событие, настолько важное в их жизни, что я даже читал потом на
сайте отклики, типа: "Я был на Metallica, на Guns'n'Roses, на Мадонне, но на
вас я получил удовольствия больше. Хотя вы не лучше играете, но для меня этот
концерт значит больше!" И такие слова стоят многого...
Звуки.Ru - Может, уже стоит устраивать клубные туры по нескольким странам? Ведь практически везде уже живут наши бывшие соотечественники?
В.Ш.: Нам бы еще таких Мурзиков (Андрей Муратов, бывший клавишник ДДТ, организатор концертов русских рок-групп в Германии - прим.) с пяток штук по миру, чтоб устраивали подобные концерты, и было бы гораздо лучше! Все же зависит от людей - зачастую там какие-нибудь старые филармонические люди, уехавшие давно и пытающиеся до сих пор жить по принципу: нагреться, накрысить или что-то украсть. Они считают, что для русского артиста заграница - это уже, само по себе, счастье, поэтому нафига еще какие-то условия создавать по райдеру? Ну, а для нас это неприемлемо - у нас заграницей райдер абсолютно точно такой же, как и в России - ни больше, ни меньше.
Звуки.Ru - А в нашей стране, как ты считаешь, можно ожидать перемен в лучшую сторону? Я намекаю сейчас на ту нашумевшую встречу с Сурковым, после которой все чего-то ожидали, но пока что-то ничего особо не происходит - ни в плане телеэфиров, ни в ситуации с концертами и так далее...
В.Ш.: Я лично тоже пока ничего не ощутил. Мне передали одну пластинку, где было 8 молодых групп, по две песни, и сказали, можете вы им написать что-нибудь - это как раз шло оттуда, от того продюсерского центра, который вроде как должен будет сотрудничать с рок-музыкантами. И я не согласен с Мишей Козыревым, который сказал в интервью журналу "Rolling Stones", что все будет построено по принципу "Фабрики звезд" - абсолютная бредятина! Я не знаю пока, хорошо, что будет такой центр или плохо, я в него не вхожу никак, но уже то, что будут отслушивать уже готовые группы, целый авторский коллектив - ну, кому-то повезет, кому-то нет - это во всем мире так! Ты отсылаешь в любой продюсерский центр - при Белом доме, при Кремле, при фирме Sony или EMI - неважно...
Звуки.Ru - Это под руководством Суркова создан такой продюсерский центр?
В.Ш.: Ну, я думаю, не сам Сурков это курирует, наверняка, есть
определенные люди для этого. Ему, что, больше нечем заниматься, как
продвижением рок-музыки в нашей стране? Просто он неравнодушный человек, ему
эта музыка нравится, и он понимает, что он чем-то может помочь - хотя бы найти
нужного человека и поставить его на нужное место, может быть, сделать какой-то
звонок, чтобы решить какую-то проблему...
Я думаю, что то, что концерт группы Чайф показали недавно по Первому
каналу - это уже говорит о том, что слухи о той встрече дошли до кого-то там в
руководстве канала, и они решили, на всякий случай, поставить концерт в эфир -
а вдруг потом спросят, почему они это не показали? (улыбается) То есть все
равно это уже какой-то плюс в нашем деле! Хуже-то точно не будет. По крайней
мере, я абсолютно уверен в том, что это не есть какой-то адский кремлевский
замысел, чтобы всех загнать в какой-то концлагерь для одаренных музыкантов - у
нас столько проблем, что, по большому счету, мы на хер никому не нужны!
Звуки.Ru - Просто все начали опять возмущаться, что даже Шевчук пошел на компромисс с властью, приняв от президента Рахимова звание народного артиста Башкортостана...
В.Ш.: (возмущенно) А почему нет? И что значит "на компромисс"? Мы же
все эту власть выбираем - то есть получается, что мы выбрали каких-то подонков,
и значит, мы все такие дураки, что ли? Но мы же сами их выбрали! Я лично
голосовал за Путина, и мне, может, многое не нравится в том, что он делает...
Но теоретически, если я понимаю, что там люди голосовали и за тех депутатов,
которые выбирают членов правительства, то зачем дурака-то валять? Почему не
вступать в диалог? Другое дело, насколько это достойно и прилично - получить
какую-то возможность, скажем, грант, чтобы сделать тур той же группе ДДТ к
25-летию - да отлично! Если помогут власти, чтобы это сделать, то люди смогут
увидеть концерт, который в противном случае они никогда не увидят...
Звуки.Ru - Многие начали в этой связи вспоминать Ленинградский рок-клуб, якобы созданный по инициативе КГБ.
В.Ш.: Вот кто сказал, что он был создан по инициативе КГБ? Вот это настолько миф уже... И, опять же, кому было плохо? Я выступал на трех фестивалях - роскошные концерты были! В этом рок-клубе вырос весь цвет того, что мы называем "русским роком" - ну, если это сделали КГБ, то спасибо им большое за это! Как только они перестали им заниматься, все развалилось... Хочется сказать им : "Ребят, может вы снова? У нас неплохо получалось вместе!" Почему нет? (смеется) Главное - это результат! Если бы все вдруг превратились там в стукачей и доносчиков - другое дело, но этого же не было? Сам по себе диалог с майором КГБ или помощником президента никак не может очернить человека, мне кажется! Они, в конечном итоге, не немецко-фашистские наймиты - это тоже наши граждане!
Звуки.Ru - А почему, как ты думаешь, наши олигархи, многие из которых слушают и любят вас и другие рок-группы, не вкладываются в рок-н-ролл? Почему покупаются футбольные клубы и т.п.? Ведь у многих рок-музыкантов есть богатые друзья, и вы вот часто даже выступаете на различных корпоративных вечеринках...
В.Ш.: Ну, вот в клуб вложил, и он мой. Или в девушку длинноногую вложил - и она тоже моя. А в группу, скажем, Алиса вложил, а она твоя не становится! То есть ты можешь помочь ей как спонсор записать альбом, дать денег, снять клип, но они не любят давать так деньги, они любят покупать что-то, а купить рок-группу очень сложно! (улыбается) Клуб вот легко покупается...
Звуки.Ru - У вас одних из первых, тем не менее,, был опыт спонсорского клипа...
В.Ш.: Ну, это был спонсорский контракт с определенным пивом (называет марку), на очень небольшую сумму, где было оговорено, что там-то мы в майках, а тут-то на пластинке мы напишем их название. Но это нормально, в принципе, это партнерство - им выгодно и нам тоже, они нас не купили! Он не может сделать перестановку в группе, не может нам другой репертуар поставить! Повторюсь, что человек, покупающий длинноногую девушку, может ей сказать: "Грудь нарастить, волосы сбрить, мини-юбку не носить!" - и она это делает! Футбольный клуб купил - значит, тренер будет этот, играть будем так-то, а игроков купим этих, этих и этих. У него есть ощущение, что это вещь, которую он может продать в любой момент! А кому он продаст рок-группу? Эти люди очень считают деньги - они не любят тратить их просто так! И когда они их тратят на вечеринку, то они на определенный период времени покупают твою концертную программу, и за это платят деньги, а группа целиком, слава Богу, не продается!
Звуки.Ru - Ну, можно вложить деньги в рок-фестиваль, например...
В.Ш.: И тогда быть владельцем этого фестиваля - по идее, да, но почему-то на это мало кто идет. Можно сделать свой фестиваль, быть его владельцем, условно говоря, как фестиваль "Крылья", например, которые делает "Старый мельник". По идее, они могут этот фестиваль продать в любой момент - взять название "Крылья" и продать его другому хозяину - думаю, кстати, поэтому фестиваль и не называется так же, как пиво. По идее, мы можем продать фестиваль "Старый Новый Рок", потому что мы владеем этим фестивалем - это абсолютно частное предприятие. Но наши богатые дяденьки пока не шибко хотят в это дело вкладываться, и по большому счету, правильно делают! Потому что за 6 лет фестиваля в прошлом году, честно признаюсь, я впервые заработал полторы тысячи долларов - это за полгода работы, как минимум! Это очень смешные деньги, конечно, а риск при этом... А летом делали - так попали на шесть тысяч! В нынешнем году все равно опять будем пытаться делать - может, и получится что-то более прибыльное...
Что ж, осталось только пожелать имениннику, чтобы его надежды на удачное проведение "Старого Нового Рока. На волне" в конце июля не оказались тщетными. Еще раз с днем рождения!
Дата образования:
29 сентября 1985
1975 – В Детройте родился Джек Уайт (настоящее имя Джон Энтони Гиллис) - рокер, певец, гитарист, автор песен, продюсер, мультиинструменталист, актёр. Наибольшую известность получил как лидер дуэта The White Stripes и сооснователь группы The Dead Weather. Входит в сотню лучших гитаристов мира »»
1995 – В Чикаго состоялся последний концерт группы The Grateful Dead и последнее шоу в жизни ее лидера Джерри Гарсия. Он скончался 9 августа того же года »»
1996 – Умер композитор, импровизатор и изобретатель поп-механики Сергей Курехин »»
1999 – Умер Александр Кондрашкин, барабанщик всего питерского рок-клуба («Пикник», «Аквариум», «Тамбурин», «Странные игры», «Мануфактура», «Объект насмешек», «АВИА»…) »»
Irv KLUGER (1921)
LA NEGRA (1935)
Сева НОВГОРОДЦЕВ (1940)
Haruomi HOSONO (1947)
John TESH (1952)
Marc ALMOND (1959)
Courtney LOVE (1964)
Jack WHITE (1975)