C проблемой подбора звукового оборудования для проведения концертов
сталкиваются и музыканты, и владельцы клубов, и
организаторы фестивалей. С чего же начать? Естественно, с грамотной постановки
задачи. Сегодня мы рассмотрим несколько популярных комбинаций с учетом
специфики концерта
Что вы планируете устроить: выступление популярных певцов, поп-рок-групп, любительских
ансамблей или фестиваль какого-либо из "неформатных" направлений музыкального
искусства? В каком помещении?
Начнем с простого: попробуем технически оснастить выступление
традиционного "рок-н-ролльного" коллектива в небольшом клубе - мест, скажем, на
100-200.
Рок-н-ролл - музыка не для тихого (как правило) исполнения, и чтобы публика
могла всласть "поколбаситься", расслышать все слова в песнях и мастерство
соло-гитариста, а динамики в колонках при этом не хрипели бы от перегрузок,
мощность акустической системы должна быть не менее 2 кВт так называемой
"среднеквадратичной" мощности, или - в профессиональном обозначении - RMS.
Больше 3 киловатт мощности там тоже не понадобится, при "раскачивании" такой
акустики на всю катушку находиться в помещении будет неприятно и физически
тяжело.
С мощностью определились - какие следует выбрать колонки?
Из какого материала, какой конфигурации, активные (со встроенными в них
усилителями) или пассивные? По опыту многих концертов большинство
звукорежиссёров приходят к выводу, что оптимально в такой ситуации использовать
деревянные пассивные 3-х-полосные системы прямого излучения. Почему? По ряду
вполне очевидных причин:
1. Раздельное усиление низких, средних и
верхних частот даёт более ровную частотную характеристику, чем фильтры,
встраиваемые в широкополосные акустические системы, а это сильно облегчает
начальную настройку звучания аппарата.
2. Рупорные конструкции, как и
новомодные линейные массивы, рассчитаны на большие помещения и открытые
пространства, и в небольшом клубе их "дальнобойность" просто ни к чему.
3. Использование отдельных внешних усилителей позволяет полее гибко
конфигурировать систему, а в случае возникновения неполадок с ними - оперативно
находить способы решения возникающих проблем. Ну, а колонки из пластмассы пока
пригоды только для фоновой музыки в баре и речевых программ.
В результате, учитывая наиболее распространённые типы акустических систем на
рынке профессионального звукового оборудования, близким к оптимальному видится
такой комплект акустики: 2 суб-басовых колонки с одним 18' или двумя 15'
динамиками в каждой, и два двухполосных ("bi-amp") "сателлита" с одним 15' или
двумя 12' среднечастотными динамиками и одним 2' драйвером (высокочастотным
динамиком). К этому набору увесистых деревянных ящиков должен прилагаться
комплект из 3 стерео-усилителей, а так же прибор "кроссовер", который позволит
разделить звуковой сигнал на три составляющие: низкие, средние и высокие
частоты. Кроссовер может быть как аналоговым, так и цифровым, цена последнего
напрямую зависит от применяемых в нём АЦП и ЦАП. И если вы не хотите, чтобы
музыка у вас звучала как из дешёвой компьютерной звуковой платы, а отдавать
килобаксы за дорогой прибор вам не светит, то лучше остановить свой выбор на
недорогом аналоговом кроссовере.
Мощность усилителей должна соответствовать
мощности колонок в соответствии с их сопротивлением. То-есть: если в
документации на колонку указано, что её сопротивление составляет 8 Ом, а
мощность 800 Вт - это значит, что нам нужен усилитель, который будет развивать
на 8-омную нагрузку 800 Вт. Следует помнить, что вся указанная мощность - RMS,
а не "максимальная", "пиковая" или, не приведи господи, "P.M.P.O".
Для удобства музыкантов на сцене должны находиться дополнительные акустические
системы - мониторы. Можно до хрипоты спорить, какие мониторы лучше - с
15' или
12' динамиками, но в нашем случае с небольшой концертной площадкой это большой
роли не играет. Главное, чтобы музыканты отчётливо слышали, что они играют и
поют. На маленькой сцене вполне можно обойтись 4 мониторами мощностью по
250-350 ватт: 2 в первой линии (для солистов) и 2 для бас-гитариста и
барабанщика. Для последнего всё же лучше - если есть такая возможность -
поставить 2-полосную систему с небольшим сабвуфером. Усилители подбираются по
тем же принципам, что и для основной акустики. Кстати, в последнее время
появилось достаточно много недорогих моделей активных мониторов со встроенными
усилителями.
Как-то так считается, что "сердцем" любого звукового комплекса является
микшерный пульт. А уж коль скоро мы говорим о комплекте концертного
оборудования, то к пульту появляются вполне конкретные требования. Он должен
иметь не менее 16 входных каналов (в это количество входов можно включить
практически любую рок-группу традиционного состава), минимум 4 дополнительных
выхода ("Aux sends") и пару дополнительных входов ("Aux returns"), разрыв
ячейки ("insert"), вразумительный эквалайзер на каждом микрофонном входе -
желательно с двумя параметрическими регулировками средних частот, возможность
включения "фантомного" питания для конденсаторных микрофонов. Ко всему прочему,
пульт должен быть надёжным, бесшумным и не искажающим звук. Последние параметры
сразу позволяют отмести малобюджетные пульты многих современных производителей,
как всем известных, так и новичков на рынке. То есть концерты на них работать,
конечно, можно... Но ни музыканты, ни их звукорежиссёры, ни слушатели "спасибо"
вам за это не скажут. В технических райдерах многих ансамблей прямо указываются
марки оборудования, на котором ансамбль отказывается работать. Впрочем, лично
мне почти 10 лет на концертах верой и правдой служил недорогой микшер,
изготовленный в Санкт-Петербурге.
Если рассматривать требования к пульту детально, то количество каналов
обусловлено количеством участвующих музыкантов с их инструментами. Например:
барабаны - от 3 до 8 микрофонов, бас-гитара, ритм-гитара, соло-гитара,
клавишные, 4 вокала. 2 дополнительных выхода Aux используются для мониторов
(1ый - для солистов, 2ой - для ритм-секции), ещё два - для посыла на приборы
пространственной обработки, искуственной реверберации (например: 3ий - hall,
4ый - delay). Стерео-возвраты "returns" применяются для подмешивания к
основному звуку сигнала с выходов приборов обработки. Разрывы ячеек "Inserts"
используются для подключения приборов динамической обработки. Наличие в
эквалайзерах входных каналов 2 параметрических регуляторов средних частот
позволяет более гибко, то-есть с минимальным разрушающим эффектом для звука,
настроить необходимый звук каждого инструмента и голоса. Фантомное питание даст
возможность поставить для снятия звука барабанных тарелок конденсаторные
микрофоны, отличающиеся качественной передачей высоких частот.
Следует знать, что между выходом микшера и входом кроссовера обязательно должен находиться 1/3-октавный, то-есть 31-полосный эквалайзер. К этому прибору главные требования - минимум собственных шумов и искажений. С эквалайзером удобнее работать, если его регуляторы имеют длину более 50 мм. Такие же эквалайзеры обязательно должны стоять между выходами на мониторы и мониторными усилителями. Даже в минимальном концертном комплексе трудно обойтись без приборов динамической и пространственной обработки. Чтобы погасить остаточное гудение барабанов, достаточно иметь 4 канала гейтов ("gate"), а добиться более ровного и разборчивого баса и вокалов позволят 4 канала "компрессоров". Есть приборы, которые совмещают в себе функции компрессора и гейта, а среди них найдутся такие, которые имеют в себе по 2, а то и по 4 канала обработки. Например, можно ограничиться двумя приборами: 4х-канальным гейтом и 4х-канальным компрессором. А чтобы придать голосам "полётности" в рефренах и "волшебства" в балладах, достаточно будет недорогого цифрового процессора эффектов с возможностью работы 2 эффектов одновременно.
До полноценного комплекта осталось добавить парк микрофонов со стойками и
комплект надёжной коммутации. С выбором микрофонов проблем, как правило, не
возникает, ибо индустриальные стандарты в этой области практически не
изменились за последние лет 20. При подборе или изготовлении коммутационных
проводов необходимо помнить, что артисты могут очень активно двигаться по
сцене, а следовательно, разъёмы и провода должы выдерживать многие десятки
рывков и ударов тяжёлыми ботинками.
Напоследок же хочется напомнить, что задача любого, от самого маленького до стадионно-площадного звукового комплекса и звукорежиссёра, на нём работающего - не "испортить песню", а максимально честно и без искажений донести музыку до слушателя.
Благодарим компанию A&T Trade за предоставленные фотоматериалы.
1967 – Родился музыкант Бруно Крамм, бэк-вокалист и основатель немецкого дуэта Das Ich. Известен благодаря своему необычному сценическому образу с прической в виде «дьявольских рогов» »»
Yves MONTAND (1921)
Ray BROWN (1926)
Nana MOUSKOURI (1936)
Shirley CAESAR (1938)
Chris FARLOWE (1940)
Paul SIMON (1941)
Пол Фредерик САЙМОН (1941)
Robert LAMM (1944)
Keith CHRISTMAS (1946)
Sammy HAGAR (1947)