Из всего широкого спектра современного нео-прога именно Spock's Beard
больше остальных верны исходному материалу. The Flower Kings склонны
одалживаться у продвинутого нью-эйджа в духе Tangerine Dream;
Marillion играют какой-то свой продвинутый power-pop; Tiles,
Enchant и присные для рока слишком тяжелы. И только "Spock's Beard", хотя и
не имели строгих табу на эксперименты со стилем, на первых трех альбомах выдали
самые чистые образцы старого прога, какие только можно найти в 90-е.
The
Light
(1995)
Уже на своем дебютном диске "Spock's Beard" продемонстрировали вполне
сложившийся стиль. Его главной характеристикой можно назвать приверженность к
традиционно-красивым мелодическим решениям в стиле AOR с распевками, навеянными
еще поздними Beatles; нестандартные тональности группа всегда
использовала скупо, отдавая предпочтение позитивному пафосу. Последнее не
вызывает особого удивления, учитывая, что основатель группы и автор всей музыки
Нил Морс (Neal Morse) является весьма религиозным человеком. Конечно,
SsB псалмов никогда не играли, однако что-то гимноподобное и явно "духовное"
(то, что 'spiritual') у них прослеживается весьма четко. Основная
"прогрессивность" команды заключается в приверженности большим формам, и на
The Light эта тенденция выражена как никогда отчетливо: из четырех
композиций диска две длятся больше 12 минут, а одна - больше 20. Разбиение на
трэки, правда, довольно произвольное: большие сюиты четко раскладываются на
несколько автономных песен. Однако эта беда преследует всех прогстеров с начала времен...
На данном альбоме SsB наиболее активно приправляют свою музыку щепотью абсурда,
чем славился классический английский арт-рок - на ум приходят Nursery
Crime Genesis и Pawn Hearts Van Der Graaf Generator.
Вокал с дисторшном в "The Return of the Horrible Catfish Man" сделан в
традиции "21st Century Schizoid Man" с добавлением ELP; к
разочарованию поклонников экстремальных форм прога, эта часть разрешается в
типичный для SsB гимн "The Dream". Также группа дважды позволяет себе
стилистические отклонения: в "Senor Valasco's Mystic Voodoo Love Dance"
присутствуют элементы латино, а в неожиданно сдобренной поп-панком "FUI'm
sorry" агрессивный текст сочетается с несложной мелодией, а под клавишными
рюшами прослеживаются цитаты из The Kinks и даже где-то Clash или
Neurotic Outsiders. Оба эксперимента сразу обращают на себя внимание, но
увы, не получают развития, и The Light так и остался своеобразным
"программным заявлением" SsB и их самым рафинированно ретро-прог-диском.
Beware of Darkness
(1996)
Трейдмарком этого альбома можно назвать сочетание резко агрессивных и
подчеркнуто нежных и воздушных частей, которые следуют друг за другом. Так
сделано в заглавном трэке, так и в "The Doorway", начинающемся с
красивого фортепианного проигрыша и сменяющегося почти сочным электрическим
риффом; первая половина "Time Has Come" целиком построена на таком
подходе. Также на этом диске впервые появляется клавишник Ryo Okumoto, о
котором надо сказать, что его звук - чистый 1970-й, причем манера игры во
многом отсылает скорее к DP и Uriah Heep.
SsB в целом продолжают линию, начатую на предыдущем диске; большинство риффов
мелодичны и, выделенные особо, могли бы быть отличной базой для качественного
поп-рока в стиле Mike & The Mechanics или Фила Коллинза;
многочисленные мелодичные части композиций часто связываются короткими
авангардными проигрышами ("Walking on the Wind"). Несколько особняком
стоят удачные фолк-эксперименты: красивый акустический проигрыш в середине
"The Doorway"; и полностью фолковая "Chatauqua", отсылающая к
первой части "And You And I" уже понятно какой группы. Однако основной
особенностью "Beware of Darkness" является упрощение структур песен; это
гораздо более radio-friendly музыка, чем The Light. В начале заглавного
трэка движение к конвенционному звуку доходит до того, что вокал Морса до
странности становится похож на Manic Street Preachers. Совпадение,
конечно, едва ли намеренное, но от того не менее показательное. Впрочем, в том,
что касается радио, речь может идти только об AOR-станциях, мифических для
русского человека, но вполне реальных в Америке. Для обычного рока, а тем более
поп-музыки Beware of Darkness остается слишком вычурным и навороченным.
The Kindness of Strangers
(1997)
Первый альбом SsB был чистым ретро-прогом, второй в большей степени
ориентировался на на радио-AOR; их третий диск демонстрирует сильное утяжеление
звука. В больших сюитах ("The Good Don't Last") процент хард-роковых
риффов, правда, невелик, и такая нерешительность вредит индивидуальности
команды: так, дебютный трэк по общей атмосфере практически неотличим от
Arena периода The Visitor, отличаясь лишь неоклассическим outro.
Однако по большей части экскурсы на территорию Tiles идут музыке только
на пользу. В настоящих прог-металл боевиках "In The Mouth of Madness",
"Cakewalk on Easy Street" и "Strange World" мощный заряд драйва
очень удачно накладывается на обычный AOR-пафос "Spock's Beard", и команда,
сохраняя свой фирменный звук, звучит свежо и эффектно. Обращение к харду идет
на пользу и динамике альбома. Недлинная акустическая баллада "June" с
фолковым влиянием (в духе "Time Has Come" с Beware of Darkness),
которая затерялась бы на двух предыдущих дисках среди похожего материала, здесь
благодаря контрасту звучит на порядок более выигрышно. Кроме того, с
какой-бишь-там попытки группе наконец удалось реализовать мечту любого
прогстера - сделать длинный трэк, звучащий цельно. Более того, таких трэков
сразу два - "Harm's Way" и "Flow", за редкими исключениями,
развиваются вполне связно и логично. При этом верность объединяющим музыкальным
темам не приводит к бесконечному повторению одного и того же, и оба трэка
лишены занудства.
* * *
По гамбургскому счету, главной бедой прогрессив-рока является его давно ставшее
неудачным название. Корень "прогресс" неминуемо слушателя заставляет ждать от
жанра того, что тот уже не может и не хочет давать. Прог пора рассматривать в
одном ряду с рокабилли, панком, пауэр-металлом и прочими стилями с четко
сформированными канонами. Если не придерживаться этого отношения, то
ранний "Spock's Beard" - компания ретроградов, упивающихся копанием в рухляди
30-летней давности. Зато если не питать иллюзий в отношении их музыки, то
нельзя не признать, что в своей нише эта команда делает работу столь же
качественно, как и Stray Cats, Offspring или The Datsuns - каждые
в своей. А это, по крайней мере, заслуживает уважения...
Дата образования:
1 января 1992
1967 – Родился музыкант Бруно Крамм, бэк-вокалист и основатель немецкого дуэта Das Ich. Известен благодаря своему необычному сценическому образу с прической в виде «дьявольских рогов» »»
Yves MONTAND (1921)
Ray BROWN (1926)
Nana MOUSKOURI (1936)
Shirley CAESAR (1938)
Chris FARLOWE (1940)
Paul SIMON (1941)
Пол Фредерик САЙМОН (1941)
Robert LAMM (1944)
Keith CHRISTMAS (1946)
Sammy HAGAR (1947)