"Не ходите, дети, в Африку гулять" - помните эту песенку? Праздно шататься по Африке
совершенно не нужно. Поезжайте в Африку для того, чтобы услышать музыку,
которую вы никогда больше нигде не услышите. Возможно, вам интересно побережье Атлантики с его песчаными пляжами или дикая природа в Кении? Совмещать хайкинг и культурный туризм с легкостью удается в Марокко.
Марокко вообще не особо очевидное направление для людей, интересующихся музыкой. Но именно оттуда на мировые сцены исправно поступает разнообразная "натуральная психоделика" и лучшие перкуссионисты мира. Так что вы не удивитесь, что однажды я, наслушавшись разных выступлений в жанре world music, обнаружила себя в автобусе, колесящем по
бескрайним просторам южного королевства.
По пути из Агадира в Эссауэйру, из Сафи в Фес, из Касабланки в Марракеш стоит уделить архитектуре и истории каждого города как можно
больше внимания. Но построить свое путешествие таким образом, чтобы познакомиться с музыкальной составляющей "корневой" марроканской культуры, тоже полезно: здесь что ни город - то шоу. Однако здесь стоит быть придирчивым, чтобы на нашу долю не доставались только однообразные танцы живота и пение гурий -
непременный атрибут любых "экспортных" арабских представлений.
Первым сильным музыкальным впечатлением стал для меня
шумовой ансамбль
берберов среднего Атласа, который мы услышали в Фесе. Берберы -
загадочный и древний народ пустыни, на протяжении веков их аристократические
династии были родичами марокканских королей. Берберская музыка
представляет собой одну музыкальную тему с незначительными вариациями и монотонным "раскачивающим" рефреном, который
поется хором. Пение сопровождается церемонным танцем с
подпрыгиваниями, поворотами и фокусами - например, размещением тамбуринов на голове
музыкантов и слушателей.
Инструменты, которые задействуются в представлении, - традиционный
тамбурин, обтянутые кожей маленькие барабанчики телибат,
выточенные из куска дерева или керамики, бендир - большой тамбурин,
дарбука - также обтянутый кожей сосуд-барабан, который музыкант держит
под мышкой.
Однако лишь одними барабанами много разнообразной музыки не выстучишь. И тут
берберу на помощь приходят смекалка и новые технологии: старейший участник ансамбля,
вокалист, весьма увлеченно играл на... ножницах, а еще один из
музыкантов - на тормозных колодках!
А что же другие инструменты? - на
первом месте в любой арабской стране, разумеется, -
смычковые и щипковые: похожий на помесь лютни и скрипки ребаб, который
экспортировали из Африки
европейцы, и обыкновенная скрипка, которую, наоборот, ипортировали в
Марокко португальцы и французы. Правда, здесь на скрипке тоже играют, только
положив ее на бедро. Выглядит это забавно и непривычно. Но наиболее интересным
с точки зрения европейца остается, конечно,
игра берберов на гембри - красивой вытянутой лютне, обладающей высоким и пронзительным звуком.
Следующим городом, порадовавшим не только наши жадные до зрелищ глаза, но и уши, стал великолепный Марракеш.
В центре города простирается шумная и веселая средневековая площадь Джема-
Эль-Фна, на которой со второй половины дня
и до поздней ночи бурлит жизнь: бродячие торговцы, акробаты, музыканты и
заклинатели змей стремятся привлечь внимание путников,
развеселить вас и расшевелить ваше воображение невиданными зрелищами, а тем
временем десятки кафе и забегаловок наполняют ваши желудки, и сотни лавочек и
повозок облегчают ваши кошельки.
А вот и духовые: правда, колоритные? Это один из музыкантов шоу Chez Ali - занимающего пару гектаров шоу-каравана, услаждающего разом все органы
чувств. Во время пиршества, дающего сто очков вперед
раблезианским трапезам, от стола к столу перемещаются танцовщики и
музыканты, представляющие музыку и танцы всех народов Магриба. А после ужина зрителям представляют шоу с танцами и акробатической джигитовкой.
Тем, кто видел хотя бы одно шоу в московских цирках, эта пальба и скачки хорошо
знакомы, однако сами марокканцы страшно ими гордятся.
Народный берберский танец ахуах, который мы наблюдали в Chez Ali, - зрелище довольно однообразное с точки зрения сценографии и техники: танцовщицы просто ходят волной, плотно прижавшись друг к другу, вокруг играющих музыкантов. Зато их костюмы - богато отделанные, красиво разукрашенные - сами по себе зрелище небезынтересное, а резкие высокие голоса красиво вплетаются в мелодию. Иногда певцы исполняют своеобразные "частушки", подначивая своих слушателей и предлагая им принять участие в пении и танце.
Однако подлинным открытием Магриба я считаю
Эссуэйру -
небольшой, но невероятно красивый бело-синий портовый город, находящийся на
расстоянии 3 часов езды как от Агадира, так и от Марракеша.
Эссуэйра существует на картах с VII века нашей эры, однако жизнь здесь всегда
была довольно тихая,
завоеватели, власти и торговцы не мешали ее неторопливому ритму. Тихие улочки,
небольшая медина (восточный базар), аккуратные домики,
толстые нахальные чайки и вездесущий запах рыбы - вот приметы Эссуэйры.
Именно туда мы в конце концов сбежали, покинув свой комфортабельный автобус и своих спутников - сбежали в поисках свободы, океана, ветра и...
разумеется, музыки!
Любителям психоделической музыки и технологий расширения сознания будет интересно узнать, что в Эссуэйре ежегодно проходит
фестиваль музыки и
танца Gnaoua Festival
-
шоу, объединяющее этно-музыкантов со всей Африки.
Гнауа - потомки черных рабов, завезенных в Марокко еще в Средние века. Про них
ходят невероятные легенды: они-де и знахари,
и колдуны, и умеют вгонять слушателя своей музыкой в мистический транс. Что и говорить,
музыка и танцы у них необычные:
обычно они представляют собой хоровое пение в сопровождении звонких железных
кастаньет и различного вида перкуссий.
Песни гнауа (если это можно назвать песнями) - довольно монотонные, и при этом -
очень страстные и живые. Они отчетливо
напоминают столь любимые нами стили:
регги, психоделику, традиционный госпел и транс - по сути, будучи "прародителем" этих жанров. При этом у песни обычно всего один
куплет, бесконечно
повторяющийся с разными дополнениями, а иногда песня вообще переходит в ритмическое соревнование перкуссионистов. Часто гнауа для усиления ощущений усиливается электрической ритм-секцией. На неподготовленного слушателя гнауа оказывает слегка зомбирующий эффект - не случайно эту музыку используют в обрядах жрецы Черного Континента.
В процессе пения танцоры замысловато прыгают и переворачиваются, изгибают тела и руки, раскачиваются и падают. Да и вид они
имеют колоритный: черные, эффектные, с дредами
и украшениями.
Раз в год (обычно это происходит в конце июля) толпы фолк-музыкантов заполняют
Эссуэйру и стремятся перещеголять друг друга
в трудном деле введения населения в транс. В этом году фестиваль проходил в
течение трех дней - с 24 по 27 июня - на
двух сценах. Надо сказать, что в фестивале приняли участие не только музыканты
гнауа, но и представители
многих других музыкальных традиций со всей Африки. Фестиваль проводится при активном участии самого короля Моххамеда Шестого, поэтому можно ожидать,
что это замечательное явление вы сможете увидеть и оценить и в следующем году.
А если вы соберетесь в Марокко осенью, вам посчастливится увидеть
Фестиваль народных искусств,
который ежегодно проводится в Марракеше на развалинах дворца Эль Бадия.
Фестиваль скоро отпразднует свой сороковой день Рожденья,
и представляет музыку и танцы всех народностей страны - именно уменьшенную
копию этого шоу мы и наблюдали
в Chez Ali.
Многие посетители Звуков уже открыли
для себя привлекательность музыкального туризма. Мы разъезжаем по зарубежным
рок-фестивалям, радуемся отечественным open-air'ам, проходящим в глухих лесах...
Но вообразите сложные чувства на лице вашего собеседника, когда на вопрос "где
ты провел лето?" вы небрежно кидаете:
- Да вот, ездил в Марокко на фестиваль гнауа...
Те из вас, кого заинтересовало, что же это за музыка, могут услышать
сборник с прошлогоднего фестиваля:
Festival D'Essaouira "Gnaoua" 2003
1924 – Родился Чет Эткинс (настоящее имя - Chester Burton Atkins) - знаменитый гитарист, композитор и продюсер. В конце 50-х руководил знаменитой рекорд-студией RCA. Чет записал более 30 сольных альбомов. В 1973-м году включен в Зал музыкальной славы »»
1942 – В Калифорнии родился Брайан Уилсон - старший из братьев Уилсонов, главный автор серф-хитов The Beach Boys. И папа Wilson Phillips »»
1969 – Дэвид Боуи выпустил сингл "Space Oddity", написанный под впечатлением от "Космической одиссеи 2001" Стэнли Кубрика. Трэк достиг 1 строчки британского чарта лишь после переиздания в 1975 году и до сих пор считается одной из самых лучших работ исполнителя. Главный герой песни, вымышленный космонавт… »»
Chet ATKINS (1924)
Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (1932)
Николай Николаевич ДРОЗДОВ (1937)
Bob PORTER (1940)
Brian WILSON (1942)
Lionel RICHIE (1949)
Peter Laurence GORDON (1951)
Cyndi LAUPER (1953)
Chris CORNELL (1964)
Twiggy RAMIREZ (1971)