Каждый раз, когда я посещаю блюзовые выступления любого качества и направления в Москве, мне невольно приходится вспоминать одно обстоятельство, не делающее мне чести.
Дело в том, что три года моей жизни я прожила в городе Остин, столице штата
Техас. Мне мало кто верит, когда я говорю, что это одна из музыкальных столиц
Соединенных Штатов - никто не знает, например, что в этом городе проживает
примерно столько же населения, сколько в Сан Франциско (не считая, разумеется,
пригороды последнего), или что каждую весну город учавствует в музыко- и кино-
фестивале South by South West, на котором я однажды познакомилась с Квентином
Тарантино. Или что в Штатах этот город славиться наряду с Мемфисом и Сиэттлом.
Мемфис - столица кантри, Сиэттл, как известно, родина grunge rock, а Остин -
ну, скажем, эдакая смесь всего высшесказанного.
Но, поскольку это Техас, то все-таки основные направления той музыки, которая делается в многочисленных (и гораздо более доступных, чем, скажем, в Нью-Йорке) клубах этого города, всегда были блюз и кантри. Некуда было деться в той географической часте страны от музыкальных корней. Волей - не волей вся музыка, какая только ни делалась в этом городе, отличалась именно этим качеством - как привкус кинзы отличает кавказские блюда. Все мы, кочечно, употребляем кинзу в пищу, но не до такой степени, чтобы ее вкус так запоминался в блюде.
Вопреки этому (а может, и благодаря), блюз я тогда недолюбливала. Во-первых,
потому что мне было 15-16 лет, а в клубы, где только и можно слушать блюз
порядочным людям, детей до 18 не пускали. Ну, и еще потому, что не положено же
увлекаться тем, что является мэйнстримом, ребенку такого возраста.
Вот и пропустила я уникальнейшую возможность моей жизни. И теперь даже и не
знаю, жалеть ли об этом.
Хаотичное выступления Федора Чистякова, Анатолия Герасимова и Сергея Летова (несмотря на заявленное выступление, им так и не удалось всем появиться на сцене одновременно) в ЦДХ совпало с тем, что я, через семь лет после того, как я бывала в Остине последний раз, вышла на основную радиостанцию города через Интернет. Станция всегда славилась тем, что играла "правильную" музыку - то есть, свою. И я оценила, наконец, что такое блюз. Повзрослев, я поняла, как может нравиться вкус вина, хотя в нежном возрасте оно может кажзаться дрянью.
Именно после такого отрытия я и услышала концерт, который обещался быть таким блюзовым джемом, какого никогда не было и никогда не будет. Не стоит говорить о "неритмичной стране": я не совсем для этого привела вышеупомянутые воспоминания. Но для моих ушей, хоть и неопытных, но чувствующих разницу, было заметно, что Владимир Кожекин и его Станция Мир играли лучше, когда они не пытались играть блюз, а просто играли.
Импровизация Сергея Летова делала не блюз более аутентичным, а саму музыку - более
"настоящей", потому что этот музыкант забывает о том, что он на сцене для того, чтобы
играть блюз. В особенности это относилась к сумашедшему Чистякову, но не к
более умеротворенному Герасимову. Все дело в том, что если поют блюз
по-английски, и слова при этом произносятся с акцентом, как бы мы ни "все
понимали" и снисходительно повторяли, что "дело не в этом", - это уже "не то".
То же самое относится к самой игре: когда пытаются играть блюз, остро чувствуется
"акцент". Нельзя сказать, что это ухудшает выступление, просто чувтвуется
некоторое стремление к подражанию.
Таким образом, я услышала блюз с привычным для меня драйвом, лишь когда музыканты
"забылись" и когда то, что они устроили на сцене, уже трудно было назвать блюзом по
формальному признаук, однако именно поэтому им и являлось.
Видимо, в таких целях и устраиваются джемы - чтобы добиться таких моментов, когда
блюз пересекается с джазом и с чем-то особенно русским, особенно интересным и неуловимым.
И вот тогда люди на сцене превращаются в негров.
Много чего не хватало в этом концерте, конечно, но не вина музыкантов, что теми, кем они не
родились, им приходилось становиться хаотично, случайно, забывая о том, что они
пытались исполнять. Откровенно мешало то, что окружало все это дело зал ЦДХ,
где на выходки Чистякова глядели старушки-биллетерши, уже давно ко всему
привыкшие, и именно по этому их было так жалко.
А привычней окружает такой хаос комары, запах жарящегося барбекю неподалеку.
Или, по крайней мере, шум, пиво, сигареты остинского ночного клуба, или того же
Б-2: на свой лад.
1966 – Американский философ и музыкант Антон Шандор Ла-Вей, работавший в разное время помощником укротителя в бродячем цирке и органистом в стриптиз-баре, объявил о создании церкви Сатаны, став ее верховным жрецом »»
2008 – Во время выступления Роджера Уотерса в Калифорнии его знаменитая надувная свинья улетела в небеса и была найдена за много километров от площадки. Нашедшим свинью гражданам подарили пожизненные билеты на фестиваль Coachella »»
Willie NELSON (1933)
Wayne KRAMER (1948)
Николай ФОМЕНКО (1962)
Филипп КИРКОРОВ (1967)
Сергей ХОМЯКОВ (1969)
Darren EMERSON (1971)
AKON (1973)
Петр НАЛИЧ (1981)
BAAUER (1989)