Для музыки джазового жанра, а уж тем более импровизаторского, столь же важно, под каким соусом она подается, как и то, как она исполняется. Что касается последнего московского выступления ZooJazz, начать нужно с соуса.
Мероприятия масштаба вчерашнего Current Music в клубе Б-2, где собрались
современные музыканты, объединенные обществом Livejournal, придает некоторую
перспективу таким "маленьким" концертам, как состоявшееся в прошлый вторник на
той же сцене выступление ансамбля ZooJazz. В первом случае, многоэтажный клуб
был битком набит пестро-разодетой молодежью, размахивающей волосами, щеголяющей
большей частью бэджиками "пресса", "музыкант" или "организатор" (в случае
Антона Носика - просто Very Important Person). Во втором же случае
небольшое количество "интеллектуалов" равномерно окружило танцпол перед сценой
на барных стульчиках. Сам танцпол оставался пустым - за исключением одного
юноши, который вынес туда свою табуретку и тихо, задумчиво слушал отнюдь не
тихую и не задумчивую музыку, за время недолгого (меньше часа) выступления.
Вообще-то условия для успешного импровизаторского музицирования - а саксофонист-экспериментатор Сергей Летов в первую очередь импровизатор - были отнюдь не располагающими. Выступать впятером в огромном клубе перед почти пустым залом вряд ли вдохновляет. Кроме того, Летов перед началом гастролей говорил, что-либо ансамбль к последнему концерту либо окончательно разругается, либо окончательно сыграется. Мало того, что публики не было (а когда слушаешь хорошую музыку, от этого становиться очень печально, даже если радуешься отсутствию шума и чавканья), звукорежисер то ли покинул группу, то ли просто у них не срослась совместная работа. На следующий день французам предстояло покинуть Москву и вернуться в Париж. Ночевать им было негде, хотя в последнюю минуту, после концерта, их вписали друзья.
Узнав и оценив все это, можно перейти и к самой музыке. Несмотря на все вышесказанное, очень не хотелось бы думать, что этот ансамбль выступает в последний раз. Музыка оказалась на удивление живой - благодаря ее гармоничности. То есть, создателям проекта (это Сергей Летов и Иван Соколовский, которые создали движение "Post-acid-jazz"), и которые вместе находят общий язык с французскими артистами - удалось успешно сплотить три наиболее выдающихся достижения джаза: импровизацию, звуковую экспериментальность и электронное синтезирование. Результат оказался таким, что мне по-настоящему стало интересно слушать довольно сложный джаз.
Если
раньше для воспринимания летовских импровизаций часто требовалась напряженная
интелектуальная работа, то эта, не менее сложная, музыка воспринималась с
лекгостью звуков природы. Недаром это был джазовый зоопарк.
Все компоненты "зоопарка" были отчетливо уловимы по отдельности. Саксофон
Летова отчаянно соревновался за первое место внимания с поэтом-декламатором
Паскалем Руссо, который то выкрикивал стихи на французском (в том числе
немалозначительные слова современного латиноамериканского поэта Родриго
Гарсия о том, как все мальчики на свете одновременно едят в Макдональдсе),
то с помощью разных инструментов издавал хаотичные звериные звуки. Французская
актриса Клер Петрушин с трогательным акцентом рассказывала нам
по-русски, в такт музыке, что она "не пьет, не кугхит и не читает в постели".
(Потом оказалось ,что этот стихи поэта-самиздатовца Ивана
Бурича. То, что непосредственно именуется acid jazz - электронная музыка
на основе джазового ритма - выполняло роль фона. Было хорошо понятно, таким
образом, почему именно это называется "post-acid-jazz": потому что электронная
музыка ушла на фон, в бэкграунд, и вновь уступила место музыке живой,
спонтанной, хаотичной.
Конечно, отсутствие правильного соуса не мешает слушать, любить и воспринимать
эту музыку, но оно, возможно, мешает ей развиваться. Как бы ни казалось самим
музыкантам - все-таки хотелось бы верить, что они все же "сыгрались" или, по
крайней мере, "не разругались" - со стороны было слышно, что музыка у них
удалась, и что они нашли между собой общий музыкальный язык. Главное, все это
удалось вопреки техническим и человеческим несостыковкам.
Глядя на нераскрученный концерт, на небольшое количество посетителей, хотелось
под конец просто сказать расстроенным исполнителям: вы должны
экспериментировать дальше!
Дата образования:
1 января 2002
1980 – Власти ЮАР по политическим мотивам запретили пинфлойдовскую песню Another Brick in the Wall. Советские газеты выступили с критикой, поддержав музыкантов. Но строчка "Брежнев взял Афганистан" со следующего альбома группы заставила СМИ изменить точку зрения »»
Richard "Groove" HOLMES (1931)
John VERITY (1944)
Lesley GORE (1946)
Валерий ГЕРГИЕВ (1953)
Elliot GOLDENTHAL (1954)
Alec EMPIRE (1972)
Lily ALLEN (1985)