Что такое блюз? В оригинале - одна из ветвей народной музыки до боли крошечного уголка Америки - Дельты Миссисипи. Лирическая песня, типа русских "страданий", с жесткой и одновременно очень простой и доступной формой куплета - ну, все знают, не надо объяснять. По "близости к народу" что-то вроде наших частушек, только грустных; стихи, которые может в момент сымпровизировать любой (может, в этом и секрет их обаяния?) Какой смысл вкладывали сами негры в это слово? Еще в тридцатые годы в песнях были слышны отголоски его первоначального употребления, во множественном числе: blue devils, blue spirits, сокращенно blues - демоны, бесы уныния, которые овладевают человеком во время упадка душевных сил. Переносное значение - как раз уныние и тоска (ну точно - русские "страдания"!). О чем? Конечно, о любви в первую и последнюю очередь, а посередине - о том, что нет денег и вообще о тяжелом положении негритянских трудящихся, а в принципе о чем угодно - целый пласт местами очень искренней, местами крайне двусмысленной, но всегда берущей за душу поэзии. Как все это исполнялось?
Самые истоки этой музыки, в особенности лад, совершенно не вписывающийся в
европейские музыкальные каноны, и ритм - скорее всего, из Африки. Мы знаем, что
на протяжении трехсот лет рабства негритянские песни пелись под аккомпанемент
барабанов или вообще без оного. Конкретное же время рождения блюзовой формы
навсегда погребено в толще истории (кануло в свинцовые воды Леты, если так
больше нравится). Зато мы имеем колоритные воспоминания звезд чикагского блюза,
чьими стараниями истоки этой музыки вообще стали кому-то интересны (годах этак
в 60-х). Из них мы узнаем, что самым доступным музыкальным инструментом для
жителей плантаций была проволока, натянутая на два гвоздя в стене хижины,
которую дергали, одновременно двигая по ней бутылкой для получения звуков
разной высоты. На такой проволоке уже в 20-х годах ХХ века учился играть
Маккинли Морганфилд, будущий Мадди Уотерс (Muddy Waters). Класс, правда?
Когда гитары получили распространение на Юге, местное население научилось
довольно ловко имитировать фабричные изделия с помощью ящиков и досок.
Настоящая же гитара была пределом мечтаний подростка, и деньги на нее копились
месяцами. Итак, принцип игры бутылкой на проволоке, помноженный на буржуйский
инструмент, не дает ли нам исконно дельтовское изобретение - слайд-технику,
которой пользовались практически все гитаристы, игравшие блюзовую традицию, и
многие звезды чикагского блюза 50-х - Мадди, Вулф, Элмор Джеймс. (Были и
блестящие исключения: например, Чарли Пэттон. Но и блюзов как таковых он
исполнял немного).
Как распространялся блюз? С помощью
бродячих музыкантов
или менестрелей, как их уважительно именовали в Америке - в то время великое их
множество колесило по дорогам Юга (интересно заметить, что, по сути дела, жизнь
современного американского блюзмена сводится к тому же). Играли они в
заведениях для черных в маленьких городках, на ярмарках и просто на улице; это
могли быть и бродяги-одиночки с гитарой за спиной, и целые водевильные труппы с
"хором" девушек, которые не столько пели, сколько плясали, задирая ноги к
потолку. Такая труппа предоставляла девушке 16-17 лет из маленького городка,
затюканной вечной нищетой и заботой о братьях-сестрах, прекрасную возможность
свалить из дома. Так начинали свою карьеру практически все знаменитые певицы
того времени. Что тогда исполняли?
Точно сказать сложно: живых свидетелей не осталось. Очевидно, одиночки и
маленькие оркестрики играли народную музыку во всех ее проявлениях - и
негритянскую, и белую, что-то ближе к кантри (границы жанров тогда были весьма
условны).
Известно, что на рубеже веков
стопроцентным хитом minstrel shows была
песня "Sitting On Top Of The World" - настоящий блюз, послушайте хоть в
исполнении Хаулин Вулфа (Howlin' Wolf). Однако в более крупных шоу, где
по традиции ключевой
фигурой была певица, ситуация была иная. "Мы, женщины, в то время блюзов не
пели", - говорит по поводу середины 10-х годов ХХ века Айда Кокс. Альберта
Хантер вспоминает, что ее репертуар в то время состоял из популярных песенок
типа "Где течет река Шеннон" и "Всю ночь", "не больше похожих на джаз, чем гимн
"Боже, храни Америку"". Первой же профессиональной певицей, включившей блюзы в
свой репертуар, стала Ма Рейни (Ma Rainey). Но ее история - это тема для отдельного рассказа.
1970 – Пол Маккартни выпустил свой первый сольник - "McCartney", записанный полностью самим музыкантом - от ударных до финального сведения »»
Paul SMITH (1922)
James LAST (1929)
Chris BARBER (1930)
Joe ROMANO (1932)
Jan HAMMER (1948)
Michael SEMBELLO (1954)
Maynard James KEENAN (1964)
Акакий Назарыч ЗИРНБИРНШТЕЙН (1964)
Liz PHAIR (1967)
REDMAN (1970)