АВВА в 70-е были тем же, чем The Beatles были в 60-е. Все, на этом можно статью и закончить. Доказывать я ничего не буду, это не теорема. Это аксиома. Параллельные прямые не пересекаются, АВВА - главная группа 70-х. Конец истории.
Да, в 1974 году про них думали - курьез из Швеции. Да, в 1976 году они были
просто "еще одной модной группой". Но сейчас-то не 1976 год. Сейчас-то уже все понятно.
Хорошо, по пунктам. В конце 50-ых поп-музыка была простой, дешевой и глупой. В
60-е The Beatles выдернули кусок поп-музыки, который стал называться рок, и
сделали его непростым, дорогим и неглупым. Некоторые даже стали воспринимать
его как факт искусства.
В 70-е АВВА сделали то же самое в отношении европейской поп-музыки. Они
доказали, что все новации 60-ых, все студийные ухищрения, все продюсерские
трюки можно и нужно использовать при записи трехминутных песен про любовь. Они
были почти столь же эклектичны как The Beatles, мешая компоненты рока, диско,
классической музыки, фолка и бог еще знает чего. Они были в той же степени
студийными перфекционистами, вылизывая звук на протяжении месяцев.
The
Beatles перестали выступать, потому что не могли воспроизвести на концерте свой
студийный саунд - АВВА ездили в турне в сопровождении целого оркестра, и это
все равно не было адекватно совершенству их пластинок. Это были новые
стандарты, установленные так высоко, что многие их не видят до сих пор. АВВА
нарушили англо-американскую гегемонию на мировом рынке поп-музыки, подобно тому
как The Beatles нарушили замкнутость американского рынка в 1964 году.
Международный успех The Beatles продолжался 8 лет, с 1963 по 1970 год. У АВВА -
те же 8 лет с 1974 по 1981 год. В основе обеих групп был тандем соавторов -
Леннон/Маккартни и столь же великие Ульвеус/Андерссон. Обе группы не знали
деградации: они менялись, но при этом их последний альбом столь же ценен как и
первый. В 60-70-е года считанные единицы одновременно сочиняли музыку,
исполняли ее и сами ее продюсировали. Здесь АВВА напрашивается на сравнение с
Beach Boys, которые, кстати, всегда были сильнейшим влиянием для Бенни и Бьорна.
И еще - истинно великие группы не подлежат восстановлению. Промоутеры всего
мира не пожалеют миллионов, но воссоединения The Beatles не будет, как не будет
камбэка АВВА.
При этом я могу понять ваш скепсис. Все-таки в АВВА было две женщины. Это уже
минус для соискателей титула гениальной поп-группы. Другой минус - ни одна из
этих женщин не была похожа на Йоко Оно (ведь жениться на Йоко Оно мог
только гений, это само собой разумеется). Еще один минус - "Евровидение". АВВА
его выиграли, и это - черное пятно в их биографии, потому что нормальные люди
этот конкурс не выигрывают. Но как иначе было шведской группе попасть в
британские чарты? В 1974 году финал конкурса проходил в Англии, АВВА были в
чартах по всему континенту кроме Великобритании, и своего шанса нарушить
дискриминацию и влезть через дурацкую калитку Евровидения не упустили.
Всем четверым участникам АВВА к этому времени было крепко под тридцать, песенное партнерство Ульвеуса и Андерссона существовало аж с 1966 года, а для Скандинавии АВВА были вообще супергруппой, учитывая прошлое ее участников. Бйорн Ульвеус (Bjоrn Ulvaeus) был гитаристом в популярнейшей фолк-рок группе the Hootenanny Singers, Бенни Андерссон (Benny Andersson) играл на клавишах в Тhe Hep Stars, самой популярной шведской группе 60-ых (они продали в Швеции больше платинок чем The Beatles). Фрида Лингстадт (Anni-Frid Synni Lyngstad), дочь норвежки и немецкого солдата-оккупанта, пробилась через дебри ночных клубов к контракту с EMI. Агнетта Фальтског (Agnetha Ase Faeltskog),была звездой шведской поп-сцены и ТВ конца 60-ых, блистая в шведской постановке Jesus Christ Superstar.
Если у The Beatles были Брайан Эпштайн (Brian Epstein) и Джордж Мартин (George Martin), то у АВВА был Стиг Андерсон (Stig "Stikkan" Anderson), продюсер, набивший руку на сочинительстве шведских текстов к англо-американским хитам. К началу 70-ых Ульвеус и Андерссон стали партнерами в его фирме Polar Music. Так что к моменту выхода АВВА на брайтонскую сцену у шведов был отстроен такой тыл, что можно было завоевывать не только кэмповое "Евровидение", но и весь мир. Так и вышло.
Ульвеусу на тот момент было 29 лет, Андерссону - 28, для поп-звезд даже по
меркам 70-ых многовато, а уж сейчас в эти годы впору разве что писать мемуары о
бурной молодости. Но Ульвеус и Андерссон играли роль не поп-звезд, а
сочинителей-продюсеров, и в этом смысле возраст был самый подходящий. Стиг
Андерсон в свои 40 давал трезвые советы бизнесмена - мол, ребята, уйдите с
первого плана, не такие уж вы Полы Ньюманы, а выставьте к микрофонам своих
подруг. До этого здравого предложения все было наоборот, Фрида с Агнеттой были
лишь бэк-вокалистками у Бенни и Бьорна. Название Bjоrn & Benny,
Agnetha & Anni-Frid Стигу тоже не приглянулось, и он стал именовать
квартет АВВА, не смущаясь тем фактом, что также называлась известная компания
по производству копченой рыбы. С рыбаками Стиг договорился.
Не сумел он договориться с шведским жюри отборочного тура "Евровидения"-73. Песню "Ring Ring" эксперты забраковали, в результате шведский конкурсант с треском провалился, а "Ring Ring" стала синглом номер 1 во всех скандинавских странах, Голландии, Бельгии, Австрии и Южной Африке. И на следующий год АВВА уже не отказали в билетах до Брайтона.
При желании в "Ring Ring" можно угадать компоненты, из которых сложится
сияющее величие АВВА: безупречное многоголосье, запоминающаяся мелодия и
проработанная аранжировка. Это будто поп-бабблгам конца 60-ых, переделанный с
большим бюджетом и размахом, это будто Фил Спектор (Phil Spector) или
Брайан Уилсон (Brian Wilson), адаптированный к евро-попу.
В Брайтоне Стиг Андерсон бился об заклад на победу шведов 20 к одному. Чутье не
подвело бизнесмена, и "Waterloo" c 6 апреля 1974 года становится
символом уже не поражения Наполеона, а победы шведов. Масштабы победы ширятся с
каждым днем - в мае "Waterloo" достигает первой строки британских
чартов, в августе пробивается до шестой позиции в США.
Это была слава, но никто не думал, что она будет долгой. Все знали, что обычно
победители "Евровидения" - дутые однодневки, о которых забывают к следующему
конкурсу, и никто не ждал от шведов большего. Раскупив тонну синглов
"Waterloo", публика охладела к АВВА и следующие три сингла встретила
довольно вяло. Но они не знали, с кем имеют дело. Осенью 1975 года, полтора
года спустя после триумфа в Брайтоне, АВВА атаковали не просто синглом, а
альбомом, который почти весь можно было издавать на синглах. Это был их уже
третий альбом - АВВА. Первый, Ring Ring (1973) вышел еще до
Брайтона и остался незамеченным, второй Waterloo (1974) продавался
лучше, но именно АВВА (1975) стал первым по-настоящему классическим
альбомом Ульвеуса/Андерссона. Звук наконец-то расцвел, стал объемным,
насыщенным, многослойным. Лишенный слабых треков и балласта, альбом бил хитами
- "Mamma mia", "SOS", "I Do I Do I Do", - и предлагал развлечения
позамысловатее, типа стилизации под классику "Intermezzo No 1" или
номера в стиле "тряхнем стариной" "Rock Me".
В январе 1976 года АВВА во второй раз возглавляют британские чарты с "Mamma mia",
спихнув Queen с "Bohemian Rhapsody", и теперь это никого не
удивляет. Затем
следует "Fernando" (тоже номер один), а потом АВВА выпускают "Dancing
Queen" и
могут делать с Британией и всем Содружеством все, что заблагорассудится.
Написанная вообще-то по поводу свадьбы шведского короля, "Dancing Queen"
воспринимается в Британии едва ли не как второй национальный гимн. До
американцев кайф монархических танцев доходил дольше на полгода, но и тех под
конец пробрало - весной 1977 года АВВА возглавляют американские чарты. Край
непуганого кантри и бледнеющего соул сдался на милость победителя, но поистине
паталогические формы АВВА-мания приобрела в Австралии. До сих пор, когда вы
смотрите австралийские фильмы типа "Свадьба Мюриел" или "Приключения Присциллы,
Королевы пустыни", может сложиться впечатление, что АВВА - это такая
австралийская народная музыка, играющая из каждого утюга.
Золотой век АВВА продолжался до конца 70-ых. Они стали второй категорией
шведского экспорта после Volvo (опять-таки напрашивается сравнение с The
Beatles, которые вытягивали Британию из экономического застоя не хуже всей
тяжелой промышленности). Они попали в Книгу рекордов Гиннеса как самая
продаваемая группа в истории, они записали серию отличных синглов и несколько
блестящих альбомов: Arrival (1977), The Album (1978), Voleus
Vouz (1979). Потом
наступил кризис - не творческий, но персональный. Сначала развелись Ульвеус и
Фальтског, потом Андерссон и Лингстадт. Как и у всех великих авторов, личный
кризис был спроецирован на творчество, и в песнях АВВА появилась неслышанная
ранее скорбь и меланхолия, краски чуть поблекли, звук стал чуть сдержаннее.
Альбомы Supertrouper (1980) и Visitors (1981) были несомненным
поп-совершенством, но их лучшие треки повествовали об отчуждении и разрыве
отношений.
В год распада (1982) у АВВА было два разных альбома на первом месте в Британии
- Visitors и The Singles. Они могли бы еще долго продолжать,
благо таланта и
коммерческого потенциала было не занимать, но вдруг оказалось, что четверо
улыбчивых скандинавов слишком большое значение придавали личным отношениям, и
когда связи порвались, не стало и группы. Сами АВВА прекрасно понимали это, и
один из их последних синглов назывался "When All is Said and Done"
(когда все уже
сказано и сделано).
Потом, в 80-е, все было довольно обыденно. Агнетта и Фрида окунулись в сольную
карьеру, которая у обеих закончилась к 1988 году полным провалом. Оказалось,
что сопрано - это хорошо, но композиторско-продюсерского гения им не заменишь
никаким Филом Коллинзом (Phil Collins). Ульвеус и Андерссон, напротив, сорвали
банк с мюзиклом "Chess", однако рассорились со Стигом Андерсоном и принялись
судиться за недоплаченные миллионы. Помнится, The Beatles тоже активно судились
с менеджерами и друг с другом.
Но прошло 10 лет - и оказалось, что АВВА-то будет поживее многих живых. То ли
это звезды так сошлись, то ли маркетологи удачно просчитали, но именно в 1992
году бум АВВА случился заново, будто на дворе был лохматый семьдесят шестой.
Все началось с переиздания на CD восьми классических альбомов АВВА, потом
сборник Gold играючи возглавляет чарты и продается тиражом в три миллиона
экземпляров, став главным бестселлером года в Европе. Erasure достаточно лишь
записать ЕР с каверами АВВА, чтобы добиться невиданного в своей карьере успеха.
Дальше - больше. Трибьют-группа Bjorn Again нарасхват во всем мире, а в Лондоне немедленно запускается мюзикл "Mamma mia!", который станет хитом 1999 года и будет поставлен затем в США и Австралии...
Тут вроде бы все понятно - величие АВВА как поп-группы несомненно. Но 90-е
породили новое племя почитателей их таланта - инди-рокеры. Это в 70-е АВВА были
для панков классовыми врагами, теперь же с расстояния в 20 лет стало понятно,
что великая песня останется великой, даже если ее авторы одевались в дурацкие
кимоно или в костюмы с бабочками. Lemonheads, Lush, Nirvana записывают
АВВА-вские версии, Magnetic Fields называют АВВА своим главным влиянием, New
Musical Express ставит победу АВВА в Брайтоне на 16-е место в списке самых
потрясающих рок-событий (выход Sgt. Pepper - на 28-м месте в том же списке).
Австрало-новозеландские инди с Flying Nun Records родили трибьют АВВА -
Abbasalutely. Журнал Spin поместил сборник Singles в список 100 лучших
альтернативных альбомов всех времен, и они наверное правы, поскольку АВВА
несомненно альтернативны - штампованному безликому цифровому попсу.
Российский аспект этой истории довольно занятен. Если первый официальный релиз
альбома The Beatles состоялся в СССР аж в 1986 году, то АВВА повезло больше -
четыре их альбома были изданы в конце 70-ых. Этой части шведы удостоились
скорее всего за свой политический нейтралитет, а не за музыкальные
достоинства. В результате сделки "подзалетели" обе стороны: вместо валюты СССР
расплатился картошкой, которую даже ушлый Стиг Андерсон не смог полностью
вывезти из ГДР. АВВА отплатили круче - в интервью на американском ТВ поддержали
польские профсоюзы, и с той поры демонстрации "Солидарности" неизменно
происходили под революционный гимн "I Have A Dream". Что стало после
этого с
польским социализмом - вы знаете. Мораль: надо ходить на демонстрации под
правильную музыку.
Другой подложенной шведами свиньей оказался антисоветский
мюзикл "Chess", где порочился светлый образ советского шахматного
чемпиона на
букву К.
Еще Андерсcон и Ульвеус дружили с Пугачевой и способствовали продвижению ее скандинавского бестселлера "Watch Out! Еще больше продвинули они, конечно же, шведскую музыку. После принятия соответствующей государственной программы поддержки музыкального образования, да с аббовским опытом, шведы так ринулись на мировой музыкальный рынок, что мало не показалось никому. Europe, Roxette, Cardigans, Whale, Wannadies, Джей Джей Йохансон (Jay-Jay Johanson), The Hives, куча танцевальных проектов - всем дорогу проложила АВВА.
Возможно, достижения АВВА выглядят сегодня столь впечатляюще из-за убогости
современной поп-музыки, но это не вина АВВА. Они показали, как можно сделать
хорошую поп-песню.
Но делать плохую поп-песню по-прежнему проще и выгоднее.
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)