Давайте представим, что нам ничего неизвестно о том, как прогремела
эта работа после выхода, и попробуем разработать технологию создания
великим музыкантом великого альбома. Во-первых, разумеется, он должен
набрать в команду как минимум таких же великих аккомпаниаторов.
Во-вторых, работать с музыкальным материалом высочайшего уровня.
В-третьих, делать все это в рамках великой идеи.
Если бы великий музыкант Херби Хэнкок (Herbie Hancock), работая над
великим альбомом "The New Standard", упустил любую из трех
составляющих - наверное, такого ошеломляющего успеха не было бы. Но он
все сделал правильно. Аккомпаниаторов можно называть аккомпаниаторами
лишь условно. Компания, которая работает над диском - едва ли не самый
звездный состав, за всю
его историю джаза. Майкл Бреккер (Michael Brecker), Джон Скофилд
(John Scofield), Дэйв Холланд (Dave Holland), Джек ДеДжонет (Jack
DeJohnette) и Дон Алиас (Don Alias) - любой эстет потеряется,
попытавшись предложить сколько-то аргументированно хоть одну замену.
Что же касается музыкального материала и новых идей, то тут Херби
сделал очевидный, казалось бы, ход. Ход, который уже напрашивался
буквально десятилетиями, но которого так никто и не делал. Да,
легендарная Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) охотно включала в свой
репертуар песни The Beatles и Cream; да, не менее легендарный Гил
Эванс (Gil Evans) записывал целые программы с аранжировкой музыки
Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) для джазового биг-бэнда. Но никто так и
не взял на себя смелости довести идею до логического конца -
сформировать полноценный долгоиграющий альбом из самых разнообразных
хитов далекой от джаза музыки, не утруждая себя ни страховкой в виде
очередной версии "Summertime", ни концепцией своеобразного трибьюта
в честь одного-единственного автора.
Хэнкок не только не побоялся смешать в своей работе несовместимые,
казалось бы, вещи, но и пошел дальше: название "Новый стандарт" иначе
как претенциозным не назовешь. Но победителей не судят. Да и не за
что. Если поставить любому пуристу от джаза версию, скажем, "Mercy
Street", то вряд ли его удастся убедить в том, что это не новое
авторское произведение самого Хэнкока, а старый хит человека из
"вражеского лагеря" - Питера Гэбриэла (Peter Gabriel). Композициями
такого плана Хэнкок словно доказывает, что из чужого материала можно
делать джаз, в котором не слышно ничего, кроме современного джаза.
Разумеется, другими композициями он дает и другие срезы восприятия
своей идеи. "Thieves In The Temple" Принса (Prince) не так уж далека
от фанковой ритмики оригинала (хотя, наверное, в контексте фанка было
бы правильнее сравнивать ее с работами самого Хэнкока времен начала
восьмидесятых). "Norwegian Wood" Леннона и Маккартни (John Lennon /
Paul McCartney), полюбившаяся джазовым музыкантам уже давно -
самопроизвольно стремящаяся уйти за рамки джаза баллада, процесс
удерживания которой солистами в стилистике совершенно самоценен. Ну и,
конечно же, "All Apologies" - совершенно беспрецедентное свидетельство
широты взглядов Хэнкока на музыку. Наверняка многие его поклонники до
появления этого альбома не знали даже имени Курта Кобейна (Kurt
Cobain), а о группе Nirvana слышали лишь, что это грех.
Справедливости ради надо сказать, что как раз переложение классики
гранджа стало, наверное, единственным вызывающим сомнения ходом на
всем альбоме (отчасти и из-за специфического звучания инструмента, за
который здесь взялся гитарист Джон Скофилд - электрического ситара);
однако множество обращений джазовых музыкантов к музыке Кобейна в
последующие годы говорит само за себя.
Словом, великий музыкант в очередной раз нашел правильный рецепт и
создал один из лучших своих альбомов. Поклонников Кобейна к джазу он,
разумеется, не привлечет. Но и не должен. А вот принципиально новые
возможности перед испытывающей дефицит идей импровизационной музыкой
середины девяностых этот альбом открыл вне всякого сомнения, а его
создателю, среди прочего, принес Грэмми'за единственную композицию
собственного сочинения - "Manhattan". И неизвестно, имел ли в виду
Хэнкок такой результат, называя свой альбом "новым стандартом", а не
"новыми стандартами", но ни одна из включенных в него композиций в
число джазовых стандартов, разумеется, не вошла. А вот то, что
стандартом стал сам альбом - бесспорно.
Дата рождения:
12 апреля 1940
1881 – Родился Бела Барток - венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Представитель экспрессионизма в музыке. В честь Белы Бартока назван кратер на Меркурии »»
1942 – Родилась Арета Франклин - американская певица в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел. Она стала первой женщиной, чьё имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. В ноябре 2008 года журнал Rolling Stone объявил её величайшей вокалисткой эпохи рок-н-ролла »»
1947 – Родился Сэр Элтон Джон - популярный британский рок-певец, композитор и пианист. Рыцарь-бакалавр и кавалер ордена Британской империи. Элтон Джон, введённый в Зал славы рок-н-ролла в 1994 году, до сих пор остается одним из самых успешных поп-исполнителей Великобритании »»
1988 – Начался Арт—Рок—Парад в честь премьеры фильма «АССА» в Москве. Участники: «Аквариум», «Кино», «Звуки Му», «Зоопарк», «Браво», «Наутилус Помпилиус», «Центр», «Калинов Мост», «Лига Блюза» и… »»
Hoyt AXTON (1938)
Aretha FRANKLIN (1942)
Elton JOHN (1947)
Nick LOWE (1949)
Владимир БЕГУНОВ (1959)
Makoto OZONE (1961)
Jeff HEALEY (1966)
Jonas "Joker" BERGGREN (1967)
Cathy DENNIS (1969)