Понятие "босса нова" заезжено до такой степени, что никто давно не
знает толком, что же это такое. В этой связи сам факт выхода сборника
"Босса Нова или бразильский свинг" можно только приветствовать, коль
скоро диск призван не только развлекать, но и просвещать слушателя.
Оформление под ретро с картинками 60-х годов и небольшой очерк истории жанра
служат отличной приправой собственно музыкальному содержанию диска; хотя
здесь можно найти, к чему придраться, сам факт "непопсового" подхода к
легкому жанру заслуживает всяческого поощрения. В том числе и длинным
рублем, поскольку и сама музыка того стоит.
Предполагается, что босса нова представляет собой сочетание джаза с
бразильской этникой, однако основное впечатление от диска скорее близко к
традиционному lounge. Но не дают забыть об этнике в первую очередь
"качающие" ритмы, сообщающие композициям долю танцевальности. Без этого
большая часть треков превратилась бы в колыбельные - однако динамичные биты
создают необходимый контраст мягким, переливчатым мелодиям, составляющим
основу стиля. Мелодии могут исполняться на разных инструментах - гитаре
("Minha namorada Mix"), саксофоне ("Canto de Ossanha", которая
благодаря своим импровизациям ближе всего подходит к джазу), фортепиано
("A Felicidade" и версия Гершвиновской "Our Love is here to
Stay"), вокальным гармониям ("So tinha que sen com voce"). Однако
они остаются ненавязчивыми (как правило, даже партия ведущего инструмента
приглушена в миксе), "пляжными" по настроению и звучащими уже немного
архаично. Становится понятно, почему Золотой Остап мечтал о
Рио-де-Жанейро...
Единственное, о чем остается пожалеть, - это о том, что запись не производит
впечатление полностью аутентичной босса новы. Практиковались ли в этом стиле
в 60-е такие же быстрые темпы? Cказать трудно; но то, что электронные
ударные тогда не использовались, не вызывает сомнения. Между тем, это имеет
значение, что особенно бросается в глаза на "Na Batida Do Panderio",
"Samba de verao" и "A Felicidade". В последней вещи, равно как
и "Na onda" благодаря характерным басовым партиям и многократно
отдающемуся эхом голосу вокалистки, вообще прослеживается влияние даба;
впрочем, неожиданные вкрапления фортепиано и слишком "этнические" для даба
ритмы удерживают эти композиции в рамках босса новы. Легкие попытки
осовременить звучание, впрочем, не смазывают общего впечатления от диска,
который стоит услышать всякому, чтобы понять, откуда растут ноги у
современного лаунжа и кого этот лаунж отчаянно пытается переплюнуть. Клон
всегда хуже оригинала.
# | Композиция |
---|---|
1. | Minha Namorada [Mix] |
2. | No Batida Do Panderio |
3. | A Felicidade |
4. | Samba De Verao |
5. | Canto De Ossanha |
6. | Copa |
7. | Na Onda |
8. | Voce |
9. | Fotografia |
10. | So Tinha Que Sen Com Voce |
11. | Our Love Is Here To Stay |
12. | Samba Da Bencao |
Gene BERTONCINI (1937)
Merle HAGGARD (1937)
Derrick MAY (1963)
Andrew WEATHERALL (1963)
Алексей ХРЫНОВ (1965)